ДРК 20

История нашего кино: Киностудия им. А. Довженко

17 августа 2020

Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Киностудия им. А. Довженко стала первой, которую строили специально под кинофабрику. Она создавалась с нуля и не была результатом национализации кинопроизводства, когда дореволюционные киностудии переходили в руки новой власти.

Фото: www.dityinfo.com

Сам Александр Довженко, имя которого носит знаменитая киевская киностудия, до 20-х годов никакого отношения к кино не имел. Он был сначала учителем Житомирского начального училища, а в годы гражданской войны работал преподавателем в школе червоных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии и горячо поддерживал свержение самодержавия. После революции он сменил профессию и стал художником — работал как иллюстратор и карикатурист в разных издательствах, а потом поступил стажёром на Одесскую кинофабрику. С этого момента его судьба пошла по иному пути — он начал писать сценарии, а в конце 20-х годов о нём заявили, как о самобытном режиссёре. Он снял всего 11 фильмов, но остался в истории как основатель украинского кинематографа.
Студия обрела его имя только в 1957 году, сменив название сначала со студии Всеукраинского фотокиноуправления на «Украинфильм», и «Украинфильм» на Киевскую киностудию.

В 1925-м году в Киеве был утверждён план строительства первой в СССР кинофабрики полного цикла. Проект архитектора Валериана Рыкова включал в себя съёмочный павильон площадью около 3 тысяч метров, где в разных декорациях одновременно могли работать пять киногрупп. Под полом было спрятано два бассейна для водных съёмок, а под потолком висели искусственные тротуары, которые можно было комбинировать и выстраивать разные улицы. Предполагалось, что на студии будут сниматься от 60 до 100 фильмов в год, но реальность оказалась куда скромнее…

Фото: pastvu.com

Строительство началось весной 1927-м года, а уже осенью там начали снимать немой приключенческий фильм «Ванька и „Мститель“», который вышел на экраны в 1928 году. Тогда же студия выпустила и первый украинский мультфильм «Сказка о белке-хозяюшке и мышке-злодейке». В самом начале работы на киностудию пришёл знаменитый экспериментатор и теоретик документального кино Дзига Вертов. Его бессюжетный фильм «Человек с киноаппаратом» 1929 года называли «симфонией монтажа» и учили по нему будущих операторов и монтажёров советского кино.

Первое время фильмов снималось мало, среди заметных можно назвать первый украинский звуковой фильм «Иван» 1932 года режиссёра Александра Довженко, драму «Истребители» с начинающим актёром Марком Бернесом, первый советский фильм-оперу «Наталка-Полтавка» и первый цветной фильм киностудии «Сорочинская ярмарка». Набрать темп помешала война.

Сразу после завершения съёмок исторической драмы «Богдан Хмельницкий» киностудия была эвакуирована в Ашхабад, но работа практически встала. На базе объединённых небольших Ашхабадской и Киевской киностудий в эвакуации сняли всего три фильма, одним из которых был «Как закалялась сталь» Марка Донского. По возвращению в Киев наступила эпоха малокартинья, и с середины 40-х по начало 50-х студия выпустила всего несколько фильмов: спортивную драму «Центр нападения», военные фильмы «Третий удар» и «Подвиг разведчика» и биографическую ленту «Тарас Шевченко». Зато в 1953-м году, когда время малокартинья закончилось, киностудия сняла приключенческую ленту «Максимка» с Николаем Крючковым и обрела всесоюзную известность.

«За двумя зайцами», к/с им. Довженко, 1961, реж. В. Иванов

Расцвет киностудии наступил к 60-м годам — расширенное производство даже позволило открыть свой Театр киноактёра и отдел дубляжа иностранных фильмов. Именно тогда появились «Вдали от родины», «За двумя зайцами», «Королева бензоколонки», «Их знали только в лицо», «Разведчики» с одним из самых любимых украинских и советских актёров Леонидом Быковым. В 1974 году он снял здесь знаменитый фильм о войне «В бой идут одни „старики“», который вошёл в «золотой фонд» советского кино.

«В бой идут одни "старики"», к/с им. А. Довженко, 1973, реж. Л. Быков

В 70-х годах украинский режиссёр Николай Мащенко открыл зрителям Владимира Конкина, сняв его в драме «Как закалялась сталь», Григорий Кохан снял многосерийный фильм о советской милиции «Рождённая революцией», Суламифь Цыбульник выпустила детектив «Инспектор уголовного розыска», который стал одним из самых знаменитых фильмов для актёра Юрия Соломина, а Валерий Золотухин сыграл знаменитого Бумбараша в одноимённой музыкльной комедии.

«Инспектор уголовного розыска», к/с им. А. Довженко, 1971, реж. С. Цыбульник

Сюда приезжали работать актёры других советских киностудий и даже иностранцы — в 1990-м году немецкий режиссёр Петер Фляйшман снял фантастическую сагу «Трудно быть богом», декорации которой позже Виктор Гресь использовал при работе над «Новыми приключениями янки при дворе короля Артура». В 80-х здесь были сняты «Овод», «Ярослав Мудрый», «Груз без маркировки», «Полёты во сне и наяву», «Храни меня мой талисман», а в 1993 году режиссёр Владимир Попков снял приключенческий фильм «Сердца трёх», который стал последним знаменитым фильмом Киевской киностудии.

«Сердца трёх», к/с им. Довженко, ТО «Радуга», 1991, реж. В. Попков

После распада СССР киностудия первое время выпускала немногочисленные фильмы на историческую тематику, которые показывались только на территории Украины, а с середины 90-х почти прекратила съёмки. Павильоны стали сдаваться в аренду клипмейкерам для съёмок телешоу и российских телесериалов. В середине 2010-х территорию Киностудии им. Довженко наши киногруппы покинули, и сейчас почти все павильоны отданы другим киностудиям и телеканалам, а в оставшихся изредка снимаются фильмы.