ДРК 20

История нашего кино: Киностудия им. М. Горького

10 августа

Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


В этом году знаменитой киностудии исполняется 105 лет. Её история началась в 1915 году, когда костромской купец Михаил Трофимов и секретарь редакции журнала «Сине-фоно» Моисей Алейников открыли в Москве киноателье «Русь». Трофимов отвечал за финансовую часть, Алейников был, как тогда говорили, «продуссером» — организатором творческих процессов.

Моисей Алейников

Михаил Трофимов зарабатывал на строительных подрядах, но кино и театр были его страстью, и он очень хотел внести вклад в развитие искусства. Специально для киностудии он отстроил съёмочные павильоны и на открытии первого из них так и заявил: «Не для прибылей я затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве… Кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр!». Но всё-таки момент был выбран неспроста… В годы первой мировой войны ввели эмбарго на иностранные фильмы и литературу, и бросили все силы на развитие и пропаганду национального киноискусства. Все, кто занимался этим вопросом, получали государственную поддержку.

Фото: pastvu.com

На тот момент в России работало около 20 киностудий, и «Русь» очень скоро стала самой передовой и процветающей. Только за первый год киноателье выпустило десять фильмов, в основном экранизации русской классики с участием ведущих актёров столичных театров. У них даже были свои павильоны в Одессе и Ялте, куда в последние годы Гражданской войны владельцы киностудии перевезли производство.

В 1919 году киностудия выпустила фильм, который первым в СССР получил мировое признание — экранизация повести Льва Толстого «Поликушка» вошла в десятку лучших фильмов, показанных в Америке! Годом раньше на киностудии был снят первый фильм в истории советского кино, который отправили на полку — киноповесть про антихриста «Девьи горы» показали всего один раз.

После окончания Гражданской войны студия стала кинематографическим органом немецкой организации «Международная рабочая помощь». Между СССР и Германией тогда была тесная кинодружба — немецкие фильмы были очень популярны у нас, а наши премьеры собирали полные залы в их кинотеатрах. Существовали прокатные объединения, практиковались поездки по обмену опытом и была общая техническая база. Студия получила название «Межрабпом-Русь».

В этом статусе она выпустила один из самых знаменитых фильмов 20-х годов — экранизацию фантастического романа А. Толстого «Аэлита». Первый фантастический фильм СССР был настолько ярким явлением, что его даже обсуждали в правительстве и Академии наук. Режиссёр «Аэлиты» Яков Протазанов подал ходатайство на показ фильма за границей. Он четыре года прожил в Европе и точно знал, что советскому кинематографу есть чем гордиться, однако ходатайство отклонили.

Следующий поворот в истории киностудии случился в 1928 году, когда «Межрабпом-Русь» стал совместным предприятием с берлинской компанией Prometheus Film и был переименован в «Межрабпомфильм». Студии поставлялась немецкая плёнка и аппаратура, так что технически с ней мало кто мог сравниться.

В 1931 году на киностудии был снят первый звуковой фильм — «Путёвка в жизнь». Произошло это благодаря физику Павлу Тагеру и его системе звукозаписи «Тагефон», изобретение которой перевернуло всю киноиндустрию! У звукового кино было немало противников, считающих, что оно убивает искусство. Кроме того, звук лишил работы многих актёров немого кино — оказалось, что их голоса звучат если не ужасно, то очень плохо, а дублировать тогда ещё не умели…

Прошло совсем немного времени, и в 1936 году киностудия совершила новую революцию — выпустила первый цветной фильм «Груня Корнакова». Несмотря на то, что окончательно цвет в кино пришёл ещё не скоро, осветителям, гримёрам и художникам по костюмам пришлось срочно искать новые подходы к работе.

Над фильмами студии работали не только звёзды дореволюционного кино, такие как Яков Протазанов или Владимир Гардин, но и будущие знаменитости — Всеволод Пудовкин, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Зоя Фёдорова, Рина Зелёная, Вера Марецкая, Борис Ливанов, Николай и Владимир Баталовы и многие другие. Помимо фильмов студия занималась и мультипликацией, но полноценно это направление не развилось, а позже коллектив аниматоров перешёл в объединение «Союзмультфильм».


В 1934 году к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер и отношения между Союзом и Германией изменились. Через два года «Межрабпомфильм» прекратил своё существование, киностудию преобразовали в «Союздетфильм», а о дружбе с немецкими кинематографистами постарались забыть. Теперь это была первая советская студия детского кино, где сняли «Остров сокровищ», «Доктор Айболит», «Тимур и его команда», «Пятнадцатилетний капитан», а так же «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «Похождения Насреддина» и одну из лучших экранизаций Островского «Бесприданница».

Во время Великой Отечественной войны в Таджикистан перевезли две киностудии «Союздетфильм» и Одесскую. Под нужды «Союздетфильма» отдали все производственные мощности местной киностудии «Таджикфильм». Мощности — это громко сказано, у киностудии было слабое оборудование, позволявшее выпускать два киножурнала в месяц, поэтому москвичам пришлось в короткие сроки отстроить лаборатории и декорации. Технику и стройматериалы везли со всех сторон — от Ялты до Грузии. В то время Душанбе, который тогда назывался Сталинабад, носил в народе прозвище «Вавилон».
Работали тяжело — отсутствие условий, голод, тиф, военная дисциплина и жёсткая экономия, но всеобщими усилиями сталинабадской эвакуации были сняты «Клятва Тимура», «Принц и нищий», «Новые похождения Швейка», «Лермонтов», а также сатирические и патриотические киносборники и знаменитая сказка «Кащей Бессмертный» с Георгием Милляром в главной роли.

После войны киностудию хотели слить с «Мосфильмом», но за её независимость заступился режиссёр Марк Донской. На «Союздетфильме» он снял трилогию о Максиме Горьком, которая принесла режиссёру Государственную премию и вес в кинематографических кругах. Донской стал парламентёром. На приёме у Ворошилова он сказал: «Эмблема „Союздетфильма“ получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Весь мир узнал, что нас есть студия детского кино — нигде больше такого нет! Неужели же вы её закроете?». Ворошилов проникся и пошёл к Сталину. Тот ответил, что раз так, то давайте оставим, а если там была снята знаменитая трилогия о Горьком, то пусть киностудия носит его имя. Так студия обрела своё последнее название — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Однако, несмотря на название, прославило киностудию совсем не детское кино. В разные годы лидерами проката становились фильмы «Тихий Дон», «Офицеры», «…А зори здесь тихие», «Достояние республики», «Солдат Иван Бровкин» и «Маленькая Вера». Уступали первые строчки, но всё равно собирали большую аудиторию: «Доживём до понедельника», «Дело было в Пенькове», «Живёт такой парень», «Белый Бим Чёрное ухо», «Три плюс два». Всего на фильмы киностудии им. Горького в списке лидеров приходится около 28% процентов. И именно здесь был снят самый кассовый фильм за всю историю советского кино — боевик «Пираты ХХ века», и самый популярный многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».

В 1973 году режиссёр Алла Сурикова, драматург Александр Хмелик и администратор киностудии Борис Грачевский придумали детский юмористический журнал «Ералаш». Он задумывался как детская версия сатирического киножурнала «Фитиль» и рабочее название нового проекта было «Фитилёк». Название «Ералаш» придумалось уже во время работы над первыми выпусками, а бессменным директором киножурнала стал Грачевский. Премьера «Ералаша» состоялась в 1974 году и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Сначала выпуски демонстрировались перед сеансами в кинотеатрах, а с конца 80-х киножурнал перешёл в телеформат.



В «Ералаше» переснималось огромное количество знаменитых актёров, а также киножурнал был стартовой площадкой для будущих знаменитостей. С его страниц вышли Фёдор Стуков, Александр Лойе, Владимир Сычёв, Наталья Ионова (Глюкоза), Влад Топалов, Сергей Лазарев, Анна Цуканова, Юлия Волкова, Александр Головин и многие другие. В 2005-м году «Ералаш» стал отдельной киностудией, которую возглавляет всё тот же Борис Грачевский.

В конце 80-х киностудию им. М. Горького начали раздирать скандалы. Мэтры киностудии — Лев Кулиджанов, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий и её директор Евгений Котов — начали вызывать недовольство коллектива. Одним из главных бунтарей был Ролан Быков, который открыто называл директора киностудии «врагом детского кино» и возмущался появлением боевиков вроде «Бармен из „Золотого якоря“», «Досье человека в «ʺМерседесеʺ» или «Набат». Однако, когда директора решили переизбирать, ситуация стала ещё хуже…



На студии постоянно делили кресла, а молодые режиссёры бунтовали против «стариков», которые не хотели никаких перемен. В результате выборов директором стал оператор Алексей Рыбин, который возглавлял студию до 1995 года. Этот выбор и перемены в стране изменили судьбу киностудии не в лучшую сторону, но за последнее десятилетие СССР на киностудии вышли «Гостья из будущего», «Карнавал», «Вам и не снилось», «Однажды двадцать лет спустя» и скандальная «Маленькая Вера».

В 90-х годах студия почти развалилась и основные деньги зарабатывала сдачей в аренду техники и помещений, но не прекращала работу — в это время были сняты «Страна глухих», «Биндюжник и король», «Взбесившийся автобус», «Змеиный источник», «Одиссея капитана Блада», но количество фильмов, по сравнению с предыдущими годами, было минимальным.



На данный момент киностудия им. М. Горького принадлежит Росимуществу. Киностудия снимает свои проекты, а также предоставляет комплекс услуг для кино- и телепроизводства: дубляж, пост-продакшн, пошив и прокат костюмов, строительство декораций и организация натурных и интерьерных съёмок. Из популярных фильмов последних лет на киностудии были сняты «Generation П» по роману Виктора Пелевина, «Приходи на меня посмотреть» и совместный проект с Ялтинской киностудией — фильм Гарика Сукачёва «Дом Солнца».