История нашего кино: Драмы и мелодрамы

20 августа

Спецпроект «История нашего кино» посвящён 100-летию российского кинематографа.
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Драма — один из главных жанров в искусстве, который вышел из древнегреческих трагедий, расцвёл в XVIII веке и через сто лет почти вытеснил из литературы и с театральных сцен остальные жанры, а чуть позже захватил и киноэкраны…

В отличие от возвышенных философских трагедий, герои драм были близки к народу, сюжеты имели бытовую основу и даже допускали мирное разрешение конфликта, но только обязательно дорогой ценой. Конфликт драматического героя с окружающим обществом, внешними обстоятельствами или самим собой встречался не только в литературе и на сцене, но и в музыке, и в изобразительном искусстве. Везде были свои жанровые особенности, но в кино устойчивыми поджанрами считаются:

Социальная драма — конфликт, порожденный социальными условиями и отсутствием справедливости
Психологическая драма — столкновение разных характеров или внутренний конфликт
Криминальная драма — конфликт персонажей, связанных с криминалом, самый поздний жанр в нашем кино.
Историческая/военная драма — фильмы по реальным событиям или действие на фоне исторической эпохи
Мелодрама — любовные или семейные переживания

Ни в одном жанре так пристально не изучается внутренний мир человека… Герой может быть положительным или отрицательным персонажем, но в любом случае это яркая индивидуальность, чей характер проявляется, развивается или же ломается под влиянием драматических обстоятельств. Которых, по теории жанра, может быть всего 36: месть, жертва, бунт, потеря, соперничество, самопожертвование, измена и так далее.

В мелодраме условий гораздо меньше — главное, что в центре сюжета оказываются любовные или родственные отношения. Как правило герои мелодрам более шаблонны, они могут попадать в комические ситуации, а их конфликты часто разрешаются хэппи-эндом. Главное, что объединяет драмы и мелодрамы — эти жанры не относятся к зрелищному высокобюджетному кино, а поэтому более требовательны к сценариям и актёрским талантам. Единственное, где красивой картинкой можно искупить возможные огрехи, исторические костюмные фильмы.

Русское искусство почти всё основано на драме. Первые драмы были написаны ещё на старославянском языке, когда даже не было понятия художественной литературы, а для сюжетов выбирались описания исторических событий или жития святых. Эта тенденция была и в изобразительном искусстве — среди картин русских художников сложно найти комедийные сюжеты, тем более, если за сюжет брались исторические события. Можно сказать, что драмы определили характер и русской классической литературы.
Произведения Достоевского, Толстого, Островского, Горького, Тургенева, Чехова и многих других писателей объединились под одним жанром — русская бытовая драма. Именно с неё и началось наше кино — ещё до революции вышли экранизации русской бытовой драмы: «Идиот», «Бахчисарайский фонтан», «Пиковая дама», «Анна Каренина» и многие другие.

Когда в 20-х годах кино стало выполнять идеологические функции, и мелодрама с её чувственными переживаниями перешла в категорию «второсортного» жанра, так как была неуместна в условиях коллективного строительства коммунизма. А вот драма как раз обрела новое дыхание. После революции появился жанр социальной драмы о бесправном рабочем классе. Вплоть до 40-х главными героями были революционеры, беспризорники и пролетариат, а характер драматических фильмов задавали «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна и «Путёвка в жизнь» Николая Экка. Экранизации по-прежнему снимали, только любимым писателем режиссёров стал Максим Горький.

В 30-х годах появились первые производственные драмы о самопожертвовании ради перевыполнения плана на заводах и фабриках. Популярность этот поджанр получил уже после войны, но она была недолгой. К 60-м герои переместились с фабрик в лаборатории, где трудились на благо науки, как герои драм «Девять дней одного года» или «Иду на грозу», а потом постепенно исчезли с экранов.

После 40-х годов большое значение приобрели военные драмы, и до сих пор почти все фильмы этого жанра посвящены Великой Отечественной войне. На тему Афгана, Чечни и других военных конфликтов фильмов снято в разы меньше, но их отличительная черта в том, что герои чаще всего находятся непосредственно внутри событий, а героем драмы о Великой Отечественной войне может быть любой современник событий — призывник, фронтовик, жена или невеста солдата, врач или работник тыла…

На протяжении всего времени мелодрамы, хоть и не одобрялись сверху, но активно снимались, правда, с некоторыми хитростями. Во времена Сталина почти все романтические герои «прятались» внутри драм, экранизаций и комедий. Чувства Кати и Сергея в комедии «Девушка с характером» зародились на фоне ловли диверсанта, а Гордей Ворон и Галина Пересветова из «Кубанских казаков» встречались в битве за урожай… После смерти Сталина лирическим героям с их романами, свадьбами, семьями и разводами дали больше свободы. Стало возможно появление таких фильмов как «Дело было в Пенькове» или «А если это любовь?», которые по тем временам считались скандально откровенными.

В чистом виде мелодрама появилась только к 70-м, когда вообще поменялось все кино. Идеология ослабла, послевоенные темы потеряли актуальность, и почти все режиссёры переключились на бытовые психологические драмы и мелодрамы. За исключением Андрея Тарковского, который вывел на экраны представителей малочисленного жанра философской драмы.
Можно сказать, что основные события тех фильмов происходили где-то между диваном и мебельной стенкой — герои не включались в коллектив, не совершали подвигов, не решали государственных задач и не мучились глобальными вопросами. Они переживали внутренние кризисы, разочаровывались, оказывались один на один с личными и семейными проблемами или счастливо устраивали свою жизнь. Яркий пример настроя психологических драм 70-х — снятые по пьесам Александра Вампилова «Отпуск в сентябре» и «Старший сын». Ещё один представитель эпохи — драма «Калина красная», где положительным драматическим героем оказывается бывший уголовник. Если тут худсоветы ещё сомневались — стоит ли показывать таких людей с положительной стороны, то через некоторое время героев «Холодного лета 53-го…» встречали уже с аплодисментами.



Даже в военных драмах на первый план выходила не победа, а судьбы конкретных людей, как в фильмах «…А зори здесь тихие», «В бой идут одни „старики“», «Они сражались за Родину». Именно в 70-х появились «Одиноким предоставляется общежитие», «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Раба любви», «Белорусский вокзал» и другие мелодрамы, которые уже невозможно было назвать «вторичным» жанром.

В обстановке 80−90-х появился новый жанр — криминальная драма, где характер героя проявлялся при соприкосновении с криминальным миром, а иногда герой и сам был его частью. Конфликты в таких фильмах решались силой как в фильмах «Криминальный квартет», «Воры в законе», «Катала», «Брат» и других. Но пока что неплохо себя чувствовали и герои экранизаций и мелодрам — в 1984 году вышел «Жестокий романс», ещё через год прогремела «Зимняя вишня», где героиней стала мать-одиночка, не часто до этого появлявшаяся на экранах. Через несколько лет героинями личных историй станут невозможные для советского кино неформалы и проститутки — вышли «Авария — дочь мента» и «Интердевочка», а «Маленькая Вера» вывела мелодрамы на новый уровень.

Криминальные и социальные драмы стали отличительной чертой перестроечного и постперестроечного кино. Романтическим героям пришлось снова вписываться в другие жанры — мелодрама в чистом виде вернулась на экраны только к «нулевым». В конце 80-х и 90-х лирические сюжетные линии чаще всего оказывались внутри социальных и криминальных сюжетов или комедий. А вот с началом сериального производства мелодрамы захватили телеэкраны, где прочно держатся и сегодня… В полнометражном кино на первом месте по объёмам производства именно драмы, причем, социальные и военные.

Сегодня особенно актуальны режиссёры, снимающие натуралистичную «новую русскую драму», и одним из первых был Алексей Балабанов, прошедший путь от «Брата» до скандального «Груза 200». Российские драмы не только участвуют, но и берут первые призы на международных фестивалях. Андрей Звягинцев получил главный приз Венецианского кинофестиваля за «Возвращение» и американский «Золотой глобус» за «Левиафана». По мотивам драмы «Майор» Юрия Быкова американский телеканал Netflix снял свой сериал, Валерия Гай Германика получила специальный приз на Каннском кинофестивале за школьную драму «Все умрут, а я останусь». Эти фильмы порой вызывают бурную реакцию, но их смотрят и о них спорят, а для кино это хороший признак.

Читайте больше статей на странице спецпроекта «История нашего кино».