История нашего кино: Приключенческие фильмы

29 августа

Спецпроект «История нашего кино» посвящён 100-летию российского кинематографа.
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Приключенческий или авантюрный фильм всегда был рассчитан на то, чтобы развлекать и удивлять публику. Харизматичный герой, стремительно разворачивающееся действие, резкая смена жанров от мелодрамы до боевика и обратно, юмор, смекалка, интриги, зрелищные сцены схваток и погонь и почти обязательный хэппи-энд — вот залог удачного приключенческого фильма.

Как и в случае с остальными киножанрами, сначала была европейская литература. Приключенческий роман появился довольно поздно — в середине XIX века, на волне популярности романтизма и стремления сбежать от мещанской действительности хотя бы в увлекательную книжку. Основой таких романов были исторические повествования, «плутовские романы» про обаятельных жуликов и готические романы-ужастики. Все они разделялись на историко-приключенческие и социально-приключенческие, события которых происходили в современности. Главное, что было основным в каждом романе — противостояние добра и зла.
Примером нашего плутовского романа может быть вышедшая незадолго до войны «Повесть о Ходже Насреддине» о приключениях восточного хитреца и вольнодумца.

В дореволюционной России были очень популярны переводные европейские романы о путешествиях к незнакомым берегам и встречах с дикарями. В русской литературе такого жанра по понятным причинам не было, как не было и пиратских романов или историй про индейцев, которыми зачитывалась Европа и Америка. Самыми близкими к ним были записки купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря», побывавшего в Индии в конце XV века, а так же полудокументальные книги наших путешественников, которые отправлялись в Сибирь, на Дальний Восток или в Среднюю Азию.
Одним из самых известных было путешествие этнографа Владимира Арсеньева в 1907 году по Уссурийскому краю. По его книгам спустя 70 лет был снят оскароносный фильм «Дерсу Узала».

У нас приключенческий жанр развивался не так активно, но и среди нашей классики можно найти приключения — разбойничий роман Пушкина «Дубровский», «Мёртвые души» Гоголя, «Граф Калиостро» Алексея Толстого, а также произведения Владимира Обручева, Александра Грина и многих других авторов. Расцвет отечественной приключенческой литературы пришёлся на советское время, причём очень многие авторы ориентировались на детскую и подростковую аудиторию. Экранизации Аркадия Гайдара, Вениамина Каверина, Анатолия Рыбакова, Кира Булычёва, Евгения Велтистова и других авторов стали классикой детского кино.

На экранах приключенческие фильмы появились с развитием технических возможностей — в середине 1910-х годов в Америке, и в 1920-е годы у нас. Самыми захватывающими были экранизации Жюля Верна — в 1936 году впервые экранизировали роман «Дети капитана Гранта», а через четыре года вышел «Пятнадцатилетний капитан«…Ещё раньше, в 1924 году, Яков Протазанов снял космические приключения — «Аэлиту» по произведению Алексея Толстого, но за фантастику наши режиссёры брались достаточно редко. Если отечественный приключенческий фильм не был экранизацией, то в большинстве случаев он был на военную тему или детским, как «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».

В мировом кинематографе приключенческое кино делится на несколько поджанров:

Ганстерские или полицейские приключения — жанр появился в США ещё во времена немого кино, в центре сюжета была борьба с полицейских с преступностью.
Фантастические приключения
Военные приключения
Исторические приключения
Детские приключенческие фильмы
Фильмы «плаща и шпаги» — европейский жанр фильмов про романтичных и справедливых героев-одиночек
Фильмы-катастрофы — самый поздний жанр, появился в 1970-х годах и начал эпоху блокбастеров
Вестерны — легендарный американский жанр, объединивший фильмы про «ковбоев и индейцев» на Диком Западе.

Именно последний дал толчок к развитию отечественных приключенческих фильмов. В советском кино этот жанр стал называться истерн, а действие происходило на юге страны или в Сибири. События часто разворачивались на фоне Гражданской войны, невольно романтизируя этот период. Можно сказать, что белогвардейцы и басмачи выполняли роль «индейцев» в вечном противостоянии с «ковбоями».
Один из первых истернов — «Красные дьяволята» по одноимённой повести Павла Бляхина — был снят ещё в 1923 году. Фильм о борьбе молодых бойцов Конной армии против махновцев был тогда популярен не меньше, чем снятые спустя много лет по тому же произведению «Неуловимые мстители».

Под влиянием вестернов в 30-х были сняты «Джульбарс» и «Тринадцать» о борьбе с басмачами в Средней Азии, причем последний был фактически ремейком голливудского фильма «Потерянный патруль». О классическом американском вестерне советские зрители долгое время не имели представлений, поэтому заимствования оставались незамеченными, да и не настолько они были важны. Гораздо важнее было то, что посетители кинотеатров получили новый зрелищный жанр, не лишенный агитации, но все-таки увлекательный. Один из самых популярных советских истернов про красноармейцев и басмачей — «Белое солнце пустыни», Фильм до до сих пор пересматривают и цитируют, он даже стал своеобразным талисманом для наших космонавтов.



Главным отличием советских приключенческих фильмов от западных были герои, действующие в интересах всего государства, а не личных или классовых. Несмотря на это, режиссёров часто ругали за отступления от официальных взглядов на историю революции и Гражданской войны. От худсоветов и критиков доставалось и «Неуловимым мстителям», и «Даурии» и даже вышедшему в лояльные 70-е «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Надо признать, что в жанре приключенческих фильмов советское кино все-таки проигрывало западному. В наших кинотеатрах с 60-х годов с ажиотажем шли фильмы про индейцев от немецкой студии ДЕФА, приключения французов «Черного тюльпана» и «Фанфана-тюльпана», итальянского «Сеньора Робинзона» и американских золотоискателей из «Золота Маккены».
Абсолютным лидером среди западных приключенческих фильмов в отечественном прокате стала знаменитая «Великолепная семёрка». Фильм посмотрело 67 миллионов зрителей, и из наших с ним смогли сравниться только «Новые приключения неуловимых» и их 66 миллионов… Интересно, что это была вторая часть трилогии, а первая и последняя отставали довольно сильно.

В советском кино редко встречались фантастические приключения и костюмные приключенческие фильмы, основанные на событиях Российской империи. Весь исторический материал той эпохи уходил на драматическое и биографическое кино, а появившиеся в 70−80-х костюмированные фильмы были экранизациями западных произведений. «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Узник замка Иф» — всё это Дюма, Стивенсон, Вальтер Скотт и другие авторы.

Одной из первых, кто обратился к теме дворцовых интриг и отважных героев, была режиссёр Светлана Дружинина. В 1987 году вышла первая часть трилогии «Гардемарины, вперёд!», и вскоре гардемарины сравнялись по популярности с мушкетёрами. Историческая тема стала пользоваться популярностью — позже вышли «Турецкий гамбит», «1612: Хроники смутного времени», «Слуга государев», «Пером и шпагой» и многие другие.

На сегодняшний день классические приключенческие фильмы почти ушли из нашего кинопроизводства, уступив место в кинопрокате голливудским героям. Теперь «приключенческий» — это чаще всего приставка к основному жанру, как в триллере «Гоголь. Начало», драме «Территория» или комедии «Джунгли».