История нашего кино: Детективные фильмы

24 августа

Спецпроект «История нашего кино» посвящён 100-летию российского кинематографа.
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Детективы — один из самых захватывающих жанров в литературе и кино. Лихо закрученный сюжет с загадочным происшествием даёт возможность посоревноваться с героями в логике, чем с удовольствием пользуются и читатели, и зрители.

По законам жанра в детективе с самого начала должно случиться происшествие или преступление, обстоятельства которого неизвестны. В центре сюжета оказывается сыщик, который постепенно добирается до правды и определяет виновных… Первым детективом считается роман Эдгара По «Убийство на улице Морг», а вот родиной классического детектива признана Англия, откуда родом Агата Кристи, Джозеф Флэтчер, Артур Конан-Дойл, Сирил Хейр и ещё десятки авторов. Не менее популярны были французские и американские детективы, а в отечественной литературе детектив расцвёл ближе к концу XX века, хотя появился гораздо раньше. Первое расследование убийства в русской литературе произошло ещё в рассказе Михаила Чулкова «Горькая участь» 1789 года.

В наше кино детективы пришли в 20-х годах. После революции в городах бушевала преступность, а главными злодеями оказывались белогвардейские шпионы, троцкисты, социал-демократы и прочие персонажи, против которых шла активная агитация. Основой детективных сюжетов были шпионские истории, военные преступления, похищения разработок и просто мелкое вредительство. С годами список криминальных элементов расширялся, а преступления ужесточались — появлялись диверсанты, контрабандисты, подпольные миллионеры, музейные воры, киллеры, наркоторговцы и насильники… Сотрудники уголовного розыска впервые появились на экране в 1956 году в детективе о буднях УГРО «Дело № 306» — до этого с преступностью сражались работники ЧК и НКВД.

Главное отличие советского детектива от европейских или американских было в том, что раскрытиями преступлений занимались только сотрудники соответствующих органов. У нас не было частных сыщиков, а в одиночку могли работать только участковые типа Анискина или Серёжкина из «Хозяина тайги».
В наших детективных фильмах мало стреляли, мало дрались, следователи и милиционеры были практически лишены недостатков, основное действие происходило за столом и на допросах, и даже самое хитросплетенное преступление раскрывалось только с помощью логики. В принципе и криминальная ситуация в 60-х — 70-х в стране была относительно спокойной — послевоенный бандитизм закончился, а перестройка еще была далеко.

Когда началась эпоха видеосалонов, отечественный детектив сплёлся с новым для нас жанром боевика, и фильмы стали снимать по американским и гонконгским лекалам. Милиционеры превратились в «ментов», а за закон боролись все больше бывшие афганцы, опальные журналисты и старые армейские друзья. Расследования по дедуктивному методу отошли на второй план вместе с экранизациями Юлиана Семенова, братьев Вайнеров, Николая Леонова и других…
Наказания преступников были не через суд, а незамедлительно — борцы за справедливость владели приёмами рукопашного боя и носили далеко не табельное оружие. Кто бы тогда мог подумать, что к «нулевым» на экраны вернутся честные милиционеры, но они будут уже совсем другими — со своими недостатками, соблазнами и неудачами. Интересный факт, что в советских детективах работавшие в органах женщины выполняли только вспомогательные функции, все отечественные «миссис Марпл» появились уже после 90-х.


У детективного жанра есть масса ответвлений, и в той или иной степени они все были представлены в нашем кино. Самые популярные из них:

Милицейский детектив
Однозначный лидер! Главными героями становились следователи, оперативники и участковые, а фильмы могли быть как драматическими, так и приключенческими или комедийными. Список здесь бесконечен — «Хозяин тайги», «Версия полковника Зорина», «Сержант милиции», «Место встречи изменить нельзя», «Петровка, 38» и «Огарёва, 6», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила».

Шпионский детектив
У фильмов «про шпионов» второе место по популярности. Сюда же можно отнести и политические детективы с участием иностранных спецслужб. Примеров масса — «Ошибка резидента», «Государственный преступник», «ТАСС уполномочен заявить», «Кольцо из Амстердама», «Тегеран-43», «Ликвидация», сюда же можно отнести и «Семнадцать мгновений весны», и «Щит и меч» и ещё много чего.

Закрытый детектив
Классический детектив с преступлением, совершенным в замкнутом пространстве среди ограниченного числа героев. Кто-то ведёт расследование, а остальные выполняют роли подозреваемых. В нашем кино это были в основном экранизации зарубежных авторов — «Десять негритят», «Ищите женщину», «Чисто английское убийство», редкий случай отечественного закрытого детектива «Отель «У погибшего альпиниста».

Психологический детектив
Расследуется преступление, совершенное по личным мотивам, или же основным элементом расследования становится изучение биографии подозреваемых и потерпевших, их связи и характер отношений. Такое развитие событий можно видеть в фильмах «Золотая мина», «Гонки по вертикали», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Загадка Эндхауза», «Бандитский Петербург».

Остальные поджанры встречались гораздо реже. Исторические детективы вошли в моду уже после 90-х — это были «Сыщик Петербургской полиции», «Досье детектива Дубровского», экранизации романов Акунина. Крайне редко снимались фантастические детективы, а иронические вообще стали популярны уже в «нулевых», когда массово выходили экранизации романов Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой. Сейчас производство детективов поставлено на сериальный поток — в полнометражном российском кино, рассчитанном на широкие экраны, этого жанра практически нет.