История нашего кино: Комедии

27 августа

Спецпроект «История нашего кино» посвящён 100-летию российского кинематографа.
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Исторический факт — мировой кинематограф начался с комедии! В 1895 году на первом в истории киносеансе в Париже среди десяти короткометражек был показан фильм «Политый поливальщик» — мальчишка наступает на шланг, из которого мужчина поливает цветы. Поливальщик удивленно заглядывает в шланг, а мальчик убирает ногу… Зрители были в восторге!

Комедия, как и трагедия, зародилась на древнегреческих сценах. С самого начала жанр поделился на комедию положений, где смешили обстоятельства, и комедию характеров, в которой смеялись над героями. Со временем комедия обросла массой ответвлений: фарс, водевиль, скетч, пародия, сатира, буффонада, оперетта, гротеск и так далее, а в советском кино самыми популярными поджанрами стали:

Эксцентрическая комедия
Романтическая (лирическая) комедия
Сатира
Трагикомедия

В том, что это самый любимый жанр, сомневаться не приходится. Несмотря на то, что комедий всегда было меньше чем драм, смотрели их больше, цитировали чаще, а в списке лидеров советского проката третье, четвертое и пятое место заняты комедиями. За всю историю СССР самыми кассовыми комедиями оказались «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Свадьба в Малиновке».

Первые комедии появились в 1920-е годы и поначалу были лишены идеологии, высмеивания чего-либо, острых конфликтов, и вообще снимались так, как будто в стране ничего не происходило. Только к концу десятилетия комедии стали использовать как сатиру над зажиточными нэпманами и пропаганду нового строя. Например, первая звуковая комедия «Механический предатель» 1931 года высмеивала стремление закупаться продуктами впрок и призывала ходить не по магазинам, а в распределитель за пайком. Правда, такие комедии особой популярностью не пользовались, так как режиссёры быстро предложили альтернативу… Самым популярным жанром 30-х стали музыкальные комедии. «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Трактористы» — вот на такие фильмы ходили по несколько раз, а песни распевали всей страной!

В годы войны комедии массово выходили в рамках «Боевых киносборников» — альманахов из агитационных короткометражек с участием Любови Орловой, Марины Ладыниной, Николая Крючкова, Эраста Гарина, Бориса Чиркова, Янины Жеймо и многих других знаменитых актёров. Это были сатирические фильмы, высмеивавшие фашистов и поднимавшие настроение фронтовикам — особенно это было важно на линии фронта и в госпиталях.
В комедиях военных лет находилось место и романтическим линиям, как в фильмах «Два бойца» или «Воздушный извозчик», что тоже несомненно шло на пользу боевому духу. А вот музыкальная комедия «Сердца четырёх» в 1941 году попала под запрет — одним из главных героев был командир Красной армии, и его сочли неуместным в легкомысленной комедии. В послевоенное время музыкальные комедии вернулись на экраны и уже не сдавали позиций вплоть до 90-х годов.



Режиссёров, которым был подвластен на самом деле очень трудный жанр комедии, оказалось не так много. Самыми знаменитыми советскими комедиографами были Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. Они начали снимать в 50-х, а через десять лет были самыми популярными режиссёрами СССР! При этом их творчество было очень разным. Гайдай был мастером эксцентрических комедий, Данелия — трагикомедий и сатиры, а Рязанов прославился комедийными мелодрамами, в которых порой прятал иронию над действительностью.



То, что за смехом можно легко скрыть насмешку, усложняло путь комедий на экраны — именно на этом жанре цензура особенно лютовала, пытаясь рассмотреть сатиру и вольнодумство. Леонида Гайдая после высмеивающей бюрократию комедии «Жених с того света» на два года отстранили от кино, а фильм после правок превратился в короткометражку. Из комедий «Любовь и голуби» и «Кин-дза-дза!» были вырезаны сцены с алкоголем, в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» усмотрели пародию на Хрущёва, в «Бриллиантовой руке» переозвучили фразу про синагогу, из «Мимино» пытались убрать разговор с Тель-Авивом, а «Человек ниоткуда» и «Тридцать три» вообще легли на полку за несоответствие социалистической действительности. Справедливости ради, комедии худсовет всё-таки старался выпускать и на полке их оказывалось не так много.

Начиная с конца 70-х задорный юмор «Королевы бензоколонки», «Укротительницы тигров», «Свадьбы в Малиновке» и приключений Шурика начал уступать лиричным историям, как в «Служебном романе», «По семейным обстоятельствам» или «Любовь и голуби». Набирали популярность трагикомедии — «Осенний марафон», «Афоня», «О бедном гусаре замолвите слово», и сатира — «Гараж», «Кин-дза-дза!». На идеологию цензура уже смотрела сквозь пальцы, поэтому в комедиях появлялись шутки про фарцовщиков, дефицит, политическую обстановку, импортные товары и прочее материальное благополучие и неблагополучие. Но чем дальше, тем больше у героев комедий появлялось грустной иронии в отношении окружающей действительности и себя самих.

В 90-х стало можно говорить обо всём, и оказалось, что в таких условиях сделать хорошую комедию труднее всего. Юрий Мамин и Эльдар Рязанов снимали трагикомическую сатиру, Алла Сурикова и Георгий Данелия держали марку лирических комедий, а Леонид Гайдай пытался приспособить эксцентричных героев к новой действительности. Символом комедий 90-х стал Анатолий Эйрамджан. Его «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Новый Одеон» собирали большое количество популярных актёров советского кино, но рекордсменом по занятым народным артистам стала комедия «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Не секрет, что многие из таких фильмов снимались просто, чтобы дать актёрам заработать.

В середине 90-х вышла алко-комедия «Особенности национальной охоты», которую раньше запретили бы еще на стадии сценарной заявки. Вместе с «Ширли-мырли» они стали первыми комедиями за много лет, которые разобрали на цитаты! Следующий такой прорыв случился ещё через десять лет, когда вышел «День выборов» и следующие фильмы «Квартета И».

Жанр комедии никогда не терял популярности, и в современном кинопроизводстве уступает только драмам, но всенародную популярность и цитируемость завоевать получается единицам. В конце «нулевых» Эльдар Рязанов снял ремейк своей знаменитой комедии «Карнавальная ночь». Это было приурочено к 50-летнему юбилею фильма, но именно с этого момента началась мода на ремейки и продолжения самых популярных советских комедий. Почти подряд вышли «Ирония судьбы. Продолжение», «Человек с бульвара Капуцинок», «Служебный роман. Наше время», «Джентльмены, удачи!», «Весёлые ребята» и «Кавказская пленница!». Наверняка этот список будет пополняться, но пока ни одной из них не удалось получить такое же признание, какое было у оригинального фильма.



Современные комедии можно четко разделить по возрастным категориям. Если те же «Ёлки», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», «Любовь-морковь», «Реальный папа» с их добрым юмором рассчитаны на аудиторию всех возрастов, то «Горько!», «Жмурки», «Самый лучший день», «День выборов» и похожие на них — уже для более взрослых зрителей. Самыми популярными и успешными комедиями последних лет стали знаменитая новогодняя франшиза «Ёлки» и экранизации пьес «Квартета И».