ДРК 20

История нашего кино: Киностудия «Ленфильм»

12 августа

Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Появлению знаменитой киностудии предшествовало важное событие — 16 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. В антракте оперетты зрителям продемонстрировали десятиминутную подборку документальных фильмов братьев Люмьер. «Ожившие картинки» стали сенсацией, а Петербург — местом рождения отечественного кино…

Первое в России «синематографическое ателье» в 1907 году открыли братья Дранковы, а через год появилась кинофабрика «Омниум-кино» инженера Владислава Карпинского. Оба предприятия просуществовали до революции, но ателье Дранковых растворилось в национализации, оставив след в виде первого отечественного фильма «Понизовая вольница», а вот «Омниум-кино» начала долгое и трудное превращение в «Ленфильм». Первое время киностудия переименовывалась чуть ли не каждый год: «Севзапкино», «Кино-Север», «Госкино», «Ленинградкино», «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и только в 1934 году обрела окончательное название.

«Понизовая вольница»

В 1914 году «Омниум-кино» стала киноотделом военного Скобелевского комитета, а после революции перешла к Петроградскому кинокомитету северных коммун вместе ещё с несколькими студиями, съёмочными павильонами знаменитого режиссёра Бориса Глаголина и 68-ю городскими кинотеатрами. Задачей кинокомитета была «пропаганда принципов и идей Советской власти», и первым же фильмом стала агитка «Уплотнение» про подселение рабочих в профессорскую квартиру. По некоторым данным «Уплотнение» считается вообще первым игровым фильмом нового советского кино.

В ходе национализации небольшая киностудия стала продвинутым кинопроизводством со своей прокатной сетью. Первое время на ней снимали агитационные и революционные фильмы, а так же экранизировали спектакли-пантомимы. Самыми успешными работами того периода стали комедия «Чудотворец» и драма «Дворец и крепость», которые даже попали в международный прокат. Особенно повезло «Чудотворцу» — его похвалил в прессе Владимир Ленин, и фильм тут же получил звание «главного достижения советской кинематографии».

«Дворец и крепость»

Почти с самого начала на киностудии заработали Фабрика эксцентричного актёра режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, а также экспериментальная мастерская Фридриха Эрмлера. Через школу молодёжных мастерских прошли многие знаменитые в будущем актёры и режиссёры — Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Алексей Каплер, Сергей Мартинсон и другие. В 1925 году для повышения качества сценариев организовали литературную коллегию, и в коридорах студии можно было встретить Вениамина Каверина, Михаила Зощенко, Виктора Ардова, Евгения Замятина, Ольгу Форш, Самуила Маршака и других популярных писателей.
Вместе с Фабрикой эксцентричного актёра они вывели киностудию на новый уровень — даже агитки стали высокохудожественными!

«Похождения Октябрины»

Драма «Чёртово колесо», полуфантастическая комедия «Похождения Октябрины», экспериментальная трагикомедия «Шинель» по мотивам гоголевских повестей, полускандальная новаторская драма «Новый Вавилон», мелодрама «Третья Мещанская» в корне отличались от того, что снимали в то время, тем более по разнарядке. Уже тогда было понятно, что у ленинградской киностудии сформировалась своя манера работы, которая отличалась от московской. Здесь больше внимания уделялось психологическому состоянию героев, живописной манере подачи материала, но главное отличие было в чём-то неуловимом, чему киноведы безуспешно будут искать определение… Негласное противостояние московского и ленинградского кино растянется на долгие годы.

Студия на удивление безболезненно перешла на звуковое кино, почти не растеряв актёрский состав и усовершенствовав техническую базу. В 1934 году на экраны вышел «Чапаев» братьев Васильевых, с которым киностудия сразу вошла в историю — в титрах впервые появилось название «Ленфильма». История комдива стала блокбастером 30-х годов! Зрители штурмовали кинотеатры и разбирали фильм на цитаты, на I Московском кинофестивале «Чапаев» получил главный приз, его закупили для американского и испанского кинопроката, а исполнитель главной роли Борис Бабочкин стал суперзвездой. Впрочем, признание получили все занятые в фильмы актёры, включая сыгравшего первую заметную роль Георгия Жжёнова. «Чапаев» стал почти что догмой, на которую требовалось равняться молодым режиссёрам…

«Семеро смелых»

В 30-х годах вообще пошла череда успешных фильмов «Юность Максима», «Человек с ружьём», «Депутат Балтики», «Семеро смелых»… На киностудии того периода работали Сергей Герасимов, Борис Чирков, Пётр Алейников, Тамара Макарова, Николай Черкасов, Борис Ливанов, Татьяна Окуневская, Алексей Грибов, а также ученики легендарного театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда, которые потеряли работу после закрытия его театра.

Во время Великой Отечественной войны киностудию эвакуировали в Казахстан: ленинградские кинематографисты уже сотрудничали с казахскими коллегами на съёмках фильмов «Мятеж» и «Амангельды», поэтому в Алма-Ате им были рады. Переехали не все — часть ленфильмовцев ушла на фронт, а часть осталась в Ленинграде и работала над кинохроникой. Работы фронтовых операторов вошли в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который получил первый советский «Оскар».

На базе Алма-Атинской киностудии была организована ЦОКС — Центральная объединённая киностудия, куда вошли «Ленфильм» и «Мосфильм». Совместно они выпустили почти 80% всех фильмов, которые выходили во время войны. В Алма-Ате были сняты «Воздушный извозчик», «Небесный тихоход», «Жди меня», «Беспокойное хозяйство» — всего 23 полнометражных картины, 10 короткометражек и множество боевых киносборников. Эта эвакуация превратила казахскую киностудию в передовую — уезжая, ленфильмовцы и мосфильмовцы оставили отстроенные павильоны, часть техники и прекрасно подготовленные кадры. Сюда был эвакуирован ВГИК, и набравший курс Сергей Герасимов учил не только приехавших издалека Нонну Мордюкову, Клару Лучко и Инну Макарову, но и местных студентов.



Возвращение в Ленинград киностудия отметила одним из самых известных послевоенных фильмов — сказкой «Золушка». Общая атмосфера не располагала к мыслям о дворцах, балах и принцах, но именно тогда были нужны жизнеутверждающие сюжеты и красивые кадры… Сценарий был сдан худсовету в конце мая 1945 года, а премьера состоялась через два года.

«Золушка» вышла в «эпоху малокартинья», которая чуть было не стала роковой для киностудии. На фоне разрухи, отсутствия средств и больших потерь — а за годы войны погибло 359 ленфильмовцев! —  киностудию практически лишили возможности работать. По постановлению Сталина в год могло выйти не более 10 идеологически правильных и высокохудожественных фильмов. Режиссёры затаились и тихо снимали документальные ленты и биографические фильмы о великих соотечественниках, которые считались необходимыми для патриотического воспитания и шли «вне очереди». Даже первым цветным фильмом «Ленфильма» стала не особо популярная у зрителей драма «Мусоргский»…

После смерти Сталина количество фильмов резко возросло, и «Ленфильм» смог вернуться к любимому «ленинградскому кино» с разбором слабостей, конфликтов и внутреннего мира героев: «Дело Румянцева», «Солдаты», «Дорогой мой человек», «Два капитана», «Дон Кихот», «Чужая родня»… Не оставался «Ленфильм» без милых комедий — «Укротительница тигров», «Улица полна неожиданностей», «Максим Перепелица» и мелодрам — «Она вас любит», «Неоконченная повесть», получившая признание Каннского кинофестиваля «Дама с собачкой» и других. Все эти фильмы были сняты примерно за пять лет и это были ударные темпы! На киностудии появлялись новые лица — Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Олег Стриженов, приходили новые режиссёры, которые запросто находили общий язык с корифеями — Козинцевым, Хейфицем, Кошеверовой и другими. Начался «золотой век» киностудии, который длился почти 30 лет.

Ещё в середине 50-х возникла идея придумать эмблему «Ленфильма». Газеты несколько раз объявляли конкурс среди читателей, но ничего цепляющего не приходило… Тогда был проведён конкурс среди профессионалов, и в результате трехступенчатого отбора победила работа из «своих» — заставку с Медным всадником в лучах софитов придумала художница «Ленфильма» Марина Бологовская. Заставка впервые появилась перед титрами киноповести «В городе С.» 1966 года. В начале 90-х заставку пересняли — её основой стала копия Медного всадника, которая стояла в кабинете у тогдашнего директора «Ленфильма» — режиссёра Виктора Сергеева. В 2015-м логотип решили ещё раз обновить и теперь ленфильмовский «Медный всадник» просто 3D-модель.

В 60-е годы на киностудию пришли режиссёры Илья Авербах, Семён Аранович, Виталий Мельников, Алексей Герман, Динара Асанова — потом их называли «предпоследним призывом „золотого века“». Снимались фильмы всех жанров — от сказок до производственных драм: «Человек-амфибия», «Республика ШКИД», «Полосатый рейс», «Три толстяка», «Иду на грозу», «Два билета на дневной сеанс», «Рабочий посёлок»… В 1967 году «Ленфильм» выпустил самый кассовый фильм за всю свою историю — «Свадьбу в Малиновке» посмотрели 75 миллионов зрителей! В 1968 году вышел ещё один рекордсмен киностудии — музыкальный фильм «Интервенция» дольше других пролежал на полке, зрители его увидели только через двадцать лет! Следующие попавшие под запрет «Проверка на дорогах» и «Отпуск в сентябре» вышли через 15 и 8 лет соответственно.

У ленинградского кино проблем с цензурой было больше, чем у московского или снятого на союзных киностудиях. «Грузия-фильм» или «Таллинфильм» варились в своих котлах, а москвичи могли решать вопросы в обход и, например, отправить запрещённый худсоветом фильм на дачу Брежневу. У ленинградцев таких возможностей не было — ими руководила не только студийная, но ещё и обкомовская цензура, которая была менее включена в творческие процессы и более осторожна. Однако именно на «Ленфильме» в 1976 году удалось снять сенсационный по тем временам проект — советско-американскую «Синюю птицу». Режиссёром был Джордж Кьюкор, снимались Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Георгий Вицин, Маргарита Терехова, Сергей Филиппов, Леонид Неведомский. Работа шла тяжело, результат не произвел никакого впечатления ни на зрителей, ни на критиков, но для нашей и американской киногрупп это была отличная возможность обменяться опытом и развенчать мифы, которая создавала пропаганда обеих стран.

70-е вообще были временем мелодрам и музыкальных комедий: «Старший сын», «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо», «Сладкая женщина», «Соломенная шляпка», «Трое в лодке, не считая собаки», «Звезда пленительного счастья» — золотой фонд киностудии пополнился десятками работ. Ленфильмовские режиссёры любили экспериментировать с московскими актёрами и предлагать им неожиданное амплуа — комедийно-музыкальная Людмила Гурченко снималась в драме «Балтийское небо», благородный Олег Янковский сыграл аморального типа в «Чужих письмах» и забулдыгу во «Влюблён по собственному желанию», комик Юрий Никулин снялся в мелодраме «Двадцать дней без войны», но самыми неожиданными были появления Андрея Миронова в мрачном детективе «Мой друг Иван Лапшин» и Борислава Брондукова в роли британского полицейского Лестрейда… Как раз с премьеры первой серии «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» в марте 1980 года началось финальное десятилетие «золотого века» киностудии.

«Последним призывом» «Ленфильма» называли режиссёров и сценаристов, которые пришли в 80-х — Александр Сокуров, Александр Рогожкин, Сергей Овчаров, Юрий Мамин и режиссёр Свердловской киностудии Алексей Балабанов. Их расцвет наступит в следующем десятилетии, а пока на киностудии продолжались традиции 80-х — выходили «Собачье сердце», «Остров сокровищ», «Зимняя вишня», «Моозунд», «Выйти замуж за капитана», «Пиковая дама» и продолжения приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Особняком стояли арт-хаусный «Мой друг Иван Лапшин», разоблачающая дедовщину драма «Караул» и фильм ужасов «Господин оформитель» — они выбивались из тенденций.

В 90-х «Ленфильм», как и прочие киностудии, начал работать с новым материалом — десятилетие началось с трагедий спивающихся героев «Такси-блюза» и «Собачьего пира», мистической драмы «Духов день» и боевика «Афганский излом». Количество фильмов с каждым годом сокращалось — государственное финансирование кончилось, режиссёры уходили на коммерческие киностудии, а актёры соглашались на работу в сериалах. Тот же Александр Рогожкин, сделавший на «Ленфильме» культовые «Особенности национальной охоты», продолжение про рыбалку снимал уже в других стенах.

В начале 2000-х встал вопрос о продаже киностудии — несколько зданий уже переделали в супермаркеты и торговые центы, и надо было решать, что делать с остальным. При этом студия продолжала функционировать, правда, из заметных работ была разве что пара исторических фестивальных драм Сокурова. Творческий коллектив и руководство «Ленфильма» спасли её от ликвидации, но и с возрождением не заладилось — все предложения инвесторов принимались в штыки. Киностудия считается одной из самых убыточных, а осложняет ситуацию то, что она потеряла права на часть своей «золотой коллекции», и пока что попытки их вернуть не приносят особого успеха.

О судьбе «Ленфильма» думают до сих пор, а на студии идёт своя жизнь — снимаются фильмы и сериалы, сдаются в аренду техника и помещения, работают кинозал и кинокафе, а так же готовится к открытию арт-пространство. Возглавляет киностудию в данный момент режиссёр Фёдор Бондарчук.