ДРК 20

История нашего кино: Свердловская киностудия

19 августа

Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Свердловскую киностудию можно назвать самой молодой в советском кино — она была создана в 1943 году.
Кино на Урале появилось гораздо раньше, в 1902 году, когда фотограф Вениамин Метенков снял первый документальный фильм «Добыча мрамора в окрестностях Екатеринбурга». Он стал не только основоположником уральского кино, но и задал тенденцию на ближайшие годы. Вплоть до 40-х уральские режиссёры снимали только документальные ленты. Даже первой профессиональной студией стала открытая в начале 30-х Свердловская студия кинохроники, которая выпускала киножурнал о жизни региона «Сталинский Урал».

Фото: www.dommetenkova.ru

Во время войны в Свердловск эвакуировали театры, музеи, институты и часть киностудии «Ленфильм». Переполненные артистами, режиссёрами и профессурой Свердловск и ближайшие города стали центром культурной жизни, и это дало толчок выпуску приказа «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов». Приказ вышел в феврале 1943 года, а в январе 1944-го газеты писали о завершении строительства кинофабрики. Она заработала в реконструированном здании Клуба строителей.
Первым директором стал бывший конструктор Уралмаша Александр Шитов, а должность художественного руководителя занял режиссёр «Ленфильма» Александр Ивановский, автор комедий «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится». Костяк киностудии составили ленфильмовцы: Павел Петров-Бытов, Александр Иванов, Владимир Шмидтгоф и другие режиссёры, операторы и сценаристы.

Одновременно на киностудии заработала Школа актёрского мастерства, правда первый набор состоялся только через год, когда по распределению в Свердловск стали отправлять преподавателями выпускников творческих вузов. Одним из них стал вчерашний вгиковец Ярополк Лапшин, который позже снял на Свердловской киностудии хиты «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы» и вообще стал символом советского уральского кинематографа.

Сразу после открытия на студии закипела работа над первым фильмом — опереттой «Сильва». Её начали снимать вопреки желаниям руководства киностудии, которое составило план по съёмкам фильмов о подвигах рабочих оборонного завода и экранизации сказок и рассказов уральских писателей. На весёлом музыкальном фильме настоял худрук — Александр Ивановский специализировался на этом жанре и считал, что в военное время, зрителям особенно нужно лёгкое красивое зрелище, которое позволит хотя бы на время сеанса забыть о буднях. Тем более, что в Свердловске была сильная база — Театр оперы и балета и Свердловская музкомедия. Ивановского поддержали и руководители области и Госкино.

«Сильва» стала не только первым художественным фильмом киностудии, но и первой советской экранизацией произведений Имре Кальмана. Главную роль в фильме сыграла актриса московского музыкального театра Зоя Смирнова-Немирович — для неё это было единственное появление в кино. Критики поругали «Сильву» за буржуазность, зрителям она понравилась. После премьеры в конце 1944 года, на киностудии взялись за планы руководства и сняли драмы «Страницы жизни» о работнице листопрокатного цеха «Уралмаша» и «Алмазы» о уральских геологах.

После того, как из Свердловска разъехались эвакуированные, выпуск художественных фильмов замедлился, и студия сосредоточилась на съёмках документальных лент. Тем более, что к тому времени она приросла Новосибирской студией учебных фильмов и той самой Свердловской студией кинохроники. К художественным фильмам вернулись в конце 50-х, а начиная с 60-х студия заработала в полную силу. Здесь вышли шпионская драма «Игра без правил», приключенческий фильм «След в океане», музыкальная комедия «Трембита», многосерийная семейная сага «Угрюм-река» о золотой лихорадке в Сибири, «Самый медленный поезд» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского.

В 70-х киностудия выпустила знаменитые мелодрамы «Поздняя встреча» и «Безымянная звезда», детектив «Лекарство против страха» и «Гонка с преследованием», а также экранизацию романа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». В начале 70-х на киностудии появилось Объединение художественной мультипликации, которое выпускало мультики по мотивам произведений Бажова и Мамина-Сибиряка. Одним из знаменитых мультфильмов киностудии была кукольная трилогия «Про Веру и Анфису».

Свердловская киностудия не была лидером советского кинопроизводства и возможностей у неё было меньше, чем у столичных студий. В 80-е оказалось, что оборудование морально устарело, а новое взять негде. На киностудии создали цех для обработки и улучшения качества плёнки, но затраты оказались впустую, так как советские плёнки вскоре вообще перестали выпускать. Несмотря на проблемы, именно в этом десятилетии студия выпустила самое большое количество фильмов, среди которых были «Демидовы» со звёздным актёрским составом, драмы «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Прощание славянки», «Продлись, продлись, очарованье…», фантастика «Зеркало для героя» начинающего режиссёра Владимира Хотиненко и боевики «Я объявляю вам войну», «Один и без оружия», «Найти и обезвредить».

В 80-е годы на Свердловскую киностудию пришёл работать ассистентом режиссёра пока ещё неизвестный Алексей Балабанов. В городе шла бурная неформальная жизнь, он был её частью, и снимал в фильмах своих знакомых — группы Nautilus Pompilius и «Урфин Джюс», Настю Полеву, Егора Белкина и других участников свердловского андеграунда. На киностудии он выпустил три фильма: «Раньше было другое время», «Настя и Егор» и «У меня нет друга, или One step beyond», а в 1990-м году переехал в Санкт-Петербург и уже там стал тем самым знаменитым Балабановым.

«Раньше было другое время»

В 90-е годы Свердловская студия чуть было не прекратила существование, столкнувшись с отсутствием денег, уральским криминалом и творческим кризисом, так как знаменитые режиссёры к тому времени разъехались кто куда, а из Москвы и Петербурга приезжать перестали. Здание бывшего Клуба строителей сдали в аренду торговому центру, который работает там до сих пор, а поредевший коллектив переехал в аварийное помещение по другому адресу. Пережив голод и холод в прямом смысле, так как первое время работать приходилось в неотапливаемом здании, киностудия выплыла. Сдавала помещения в аренду, снимала рекламные ролики, словом, было как везде… К началу «нулевых» у студии не осталось долгов, но не было и кинопроизводства — за последние десять лет можно было вспомнить разве что детектив «Сыщик Петербургской полиции» и боевик «Мафия бессмертна».

Киностудия провела ребрендинг, превратившись в Sverdlovsk Film Studios, и выпустила несколько фильмов — «Егерь», «Золото», «Первые на Луне» и один из последних фильмов Ярополка Лапшина «На полпути в Париж». По исторической традиции основной деятельностью киностудии осталось документальное кино — с начала «нулевых» вышло всего 12 художественных фильмов, зато 80 документальных, снятых по заказу разных организаций. Совсем недавно на студии закончились съёмки спортивной драмы «Буран» с Александром Головиным в роли молодого хоккеиста. За несколько последних лет это будет первый художественный фильм.