Спецпроект «История нашего кино»! Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!

В этом году знаменитой киностудии исполняется 105 лет. Её история началась в 1915 году, когда костромской купец Михаил Трофимов и секретарь редакции журнала «Сине-фоно» Моисей Алейников открыли в Москве киноателье «Русь». Трофимов отвечал за финансовую часть, Алейников был, как тогда говорили, «продуссером» — организатором творческих процессов.

Киностудия Горького Алейников

Михаил Трофимов зарабатывал на строительных подрядах, но кино и театр были его страстью, и он очень хотел внести вклад в развитие искусства. Специально для киностудии он отстроил съёмочные павильоны и на открытии первого из них так и заявил: «Не для прибылей я затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве… Кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр!». Но всё-таки момент был выбран неспроста… В годы первой мировой войны ввели эмбарго на иностранные фильмы и литературу, и бросили все силы на развитие и пропаганду национального киноискусства. Все, кто занимался этим вопросом, получали государственную поддержку.

Киностудия Горького Русь

На тот момент в России работало около 20 киностудий, и «Русь» очень скоро стала самой передовой и процветающей. Только за первый год киноателье выпустило десять фильмов, в основном экранизации русской классики с участием ведущих актёров столичных театров. У них даже были свои павильоны в Одессе и Ялте, куда в последние годы Гражданской войны владельцы киностудии перевезли производство.

В 1919 году студия выпустила фильм, который первым в СССР получил мировое признание — экранизация повести Льва Толстого «Поликушка» вошла в десятку лучших фильмов, показанных в Америке! Годом раньше на киностудии был снят первый фильм в истории советского кино, который отправили на полку — киноповесть про антихриста «Девьи горы» показали всего один раз.

После окончания Гражданской войны студия стала кинематографическим органом немецкой организации «Международная рабочая помощь». Между СССР и Германией тогда была тесная кинодружба — немецкие фильмы были очень популярны у нас, а наши премьеры собирали полные залы в их кинотеатрах. Существовали прокатные объединения, практиковались поездки по обмену опытом и была общая техническая база. Студия получила название «Межрабпом-Русь».

Аэлита

В этом статусе она выпустила один из самых знаменитых фильмов 20-х годов — экранизацию фантастического романа А. Толстого «Аэлита». Первый фантастический фильм СССР был настолько ярким явлением, что его даже обсуждали в правительстве и Академии наук. Режиссёр «Аэлиты» Яков Протазанов подал ходатайство на показ фильма за границей. Он четыре года прожил в Европе и точно знал, что советскому кинематографу есть чем гордиться, однако ходатайство отклонили.

Следующий поворот в истории киностудии случился в 1928 году, когда «Межрабпом-Русь» стал совместным предприятием с берлинской компанией Prometheus Film и был переименован в «Межрабпомфильм». Студии поставлялась немецкая плёнка и аппаратура, так что технически с ней мало кто мог сравниться.

Межрабпомфильм

В 1931 году на киностудии был снят первый звуковой фильм — «Путёвка в жизнь». Произошло это благодаря физику Павлу Тагеру и его системе звукозаписи «Тагефон», изобретение которой перевернуло всю киноиндустрию! У звукового кино было немало противников, считающих, что оно убивает искусство. Кроме того, звук лишил работы многих актёров немого кино — оказалось, что их голоса звучат если не ужасно, то очень плохо, а дублировать тогда ещё не умели…

Киностудия Горького Путёвка в жизнь

Прошло совсем немного времени, и в 1936 году киностудия совершила новую революцию — выпустила первый цветной фильм «Груня Корнакова». Несмотря на то, что окончательно цвет в кино пришёл ещё не скоро, осветителям, гримёрам и художникам по костюмам пришлось срочно искать новые подходы к работе.

Груня Корнакова

Над фильмами студии работали не только звёзды дореволюционного кино, такие как Яков Протазанов или Владимир Гардин, но и будущие знаменитости — Всеволод Пудовкин, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Зоя Фёдорова, Рина Зелёная,Вера Марецкая, Борис Ливанов, Николай и Владимир Баталовы и многие другие. Помимо фильмов студия занималась и мультипликацией, но полноценно это направление не развилось, а позже коллектив аниматоров перешёл в объединение «Союзмультфильм».

Николай Крючков

В 1934 году к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер и отношения между Союзом и Германией изменились. Через два года «Межрабпомфильм» прекратил свое существование, киностудию преобразовали в «Союздетфильм», а о дружбе с немецкими кинематографистами постарались забыть. Теперь это была первая советская студия детского кино, где сняли «Остров сокровищ», «Доктор Айболит», «Тимур и его команда», «Пятнадцатилетний капитан», а так же «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «Похождения Насреддина» и одну из лучших экранизаций Островского «Бесприданница».

Бесприданница

Во время Великой Отечественной войны в Таджикистан перевезли две киностудии «Союздетфильм» и Одесскую. Под нужды «Союздетфильма» отдали все производственные мощности местной киностудии «Таджикфильм». Мощности — это громко сказано, у киностудии было слабое оборудование, позволявшее выпускать два киножурнала в месяц, поэтому москвичам пришлось в короткие сроки отстроить лаборатории и декорации. Технику и стройматериалы везли со всех сторон — от Ялты до Грузии. В то время Душанбе, который тогда назывался Сталинабад, носил в народе прозвище «Вавилон».
Работали тяжело — отсутствие условий, голод, тиф, военная дисциплина и жёсткая экономия, но всеобщими усилиями сталинабадской эвакуации были сняты «Клятва Тимура», «Принц и нищий», «Новые похождения Швейка», «Лермонтов», а также сатирические и патриотические киносборники и знаменитая сказка «Кащей Бессмертный» с Георгием Милляром в главной роли.

1940

После войны киностудию хотели слить с «Мосфильмом», но за её независимость заступился режиссёр Марк Донской. На «Союздетфильме» он снял трилогию о Максиме Горьком, которая принесла режиссёру Государственную премию и вес в кинематографических кругах. Донской стал парламентёром. На приёме у Ворошилова он сказал: «Эмблема „Союздетфильма“ получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Весь мир узнал, что нас есть студия детского кино — нигде больше такого нет! Неужели же вы её закроете?». Ворошилов проникся и пошёл к Сталину. Тот ответил, что раз так, то давайте оставим, а если там была снята знаменитая трилогия о Горьком, то пусть киностудия носит его имя. Так студия обрела своё последнее название — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Киностудия Горького

Однако, несмотря на название, прославило киностудию совсем не детское кино. В разные годы лидерами проката становились фильмы «Тихий Дон», «Офицеры», «…А зори здесь тихие», «Достояние республики», «Солдат Иван Бровкин» и «Маленькая Вера». Уступали первые строчки, но все равно собирали большую аудиторию: «Доживём до понедельника», «Дело было в Пенькове», «Живёт такой парень», «Белый Бим Чёрное ухо», «Три плюс два«…Всего на фильмы киностудии им. Горького в списке лидеров приходится около 28% процентов. И именно здесь был снят самый кассовый фильм за всю историю советского кино — боевик «Пираты ХХ века», и самый популярный многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».

В 1973 году режиссёр Алла Сурикова, драматург Александр Хмелик и администратор киностудии Борис Грачевский придумали детский юмористический журнал «Ералаш». Он задумывался как детская версия сатирического киножурнала «Фитиль» и рабочее название нового проекта было «Фитилёк». Название «Ералаш» придумалось уже во время работы над первыми выпусками, а бессменным директором киножурнала стал Грачевский. Премьера «Ералаша» состоялась в 1974 году и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Сначала выпуски демонстрировались перед сеансами в кинотеатрах, а с конца 80-х киножурнал перешёл в телеформат.

Ералаш

В «Ералаше» переснималось огромное количество знаменитых актёров, а также киножурнал был стартовой площадкой для будущих знаменитостей. С его страниц вышли Фёдор Стуков, Александр Лойе, Владимир Сычёв, Наталья Ионова (Глюкоза), Влад Топалов, Сергей Лазарев, Анна Цуканова, Юлия Волкова, Александр Головин и многие другие. В 2005-м году «Ералаш» стал отдельной киностудией, которую возглавлял всё тот же Борис Грачевский.

Бармен из Золотого якоря

В конце 80-х киностудию им. М. Горького начали раздирать скандалы. Мэтры киностудии — Лев Кулиджанов, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий и её директор Евгений Котов — начали вызывать недовольство коллектива. Одним из главных бунтарей был Ролан Быков, который открыто называл директора киностудии «врагом детского кино» и возмущался появлением боевиков вроде «Бармен из „Золотого якоря“», «Досье человека в «ʺМерседесеʺ» или «Набат». Однако, когда директора решили переизбирать, ситуация стала ещё хуже…

гостья из будущего

На студии постоянно делили кресла, а молодые режиссёры бунтовали против «стариков», которые не хотели никаких перемен. В результате выборов директором стал оператор Алексей Рыбин, который возглавлял студию до 1995 года. Этот выбор и перемены в стране изменили судьбу киностудии не в лучшую сторону, но за последнее десятилетие СССР на киностудии вышли «Гостья из будущего», «Карнавал», «Вам и не снилось», «Однажды двадцать лет спустя» и скандальная «Маленькая Вера».

Маленькая Вера

В 90-х годах студия почти развалилась и основные деньги зарабатывала сдачей в аренду техники и помещений, но не прекращала работу — в это время были сняты «Страна глухих», «Биндюжник и король», «Взбесившийся автобус», «Змеиный источник», «Одиссея капитана Блада», но количество фильмов, по сравнению с предыдущими годами, было минимальным.

Страна глухих

На данный момент киностудия им. М. Горького принадлежит Росимуществу. Киностудия снимает свои проекты, а также предоставляет комплекс услуг для кино- и телепроизводства: дубляж, пост-продакшн, пошив и прокат костюмов, строительство декораций и организация натурных и интерьерных съёмок. Из популярных фильмов последних лет на киностудии были сняты «Generation П» по роману Виктора Пелевина, «Приходи на меня посмотреть» и совместный проект с Ялтинской киностудией — фильм Гарика Сукачёва «Дом Солнца».

Усатый нянь
Усатый нянь
Вам и не снилось...
Вам и не снилось...
Дело было в Пенькове
Дело было в Пенькове
Доживём до понедельника
Доживём до понедельника
Морозко
Морозко
Гостья из будущего
Гостья из будущего
Офицеры
Офицеры
Тихий Дон
Тихий Дон
Карнавал
Карнавал
Белый Бим Чёрное Ухо
Белый Бим Чёрное Ухо
Ваш выбор