Спецпроект «История нашего кино»! Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!

Свердловскую киностудию можно назвать самой молодой в советском кино — она была создана в 1943 году.
Кино на Урале появилось гораздо раньше, в 1902 году, когда фотограф Вениамин Метенков снял первый документальный фильм «Добыча мрамора в окрестностях Екатеринбурга». Он стал не только основоположником уральского кино, но и задал тенденцию на ближайшие годы. Вплоть до 40-х уральские режиссёры снимали только документальные ленты. Даже первой профессиональной студией стала открытая в начале 30-х Свердловская студия кинохроники, которая выпускала киножурнал о жизни региона «Сталинский Урал».

Свердловская киностудия Метенков

Во время войны в Свердловск эвакуировали театры, музеи, институты и часть киностудии «Ленфильм». Переполненные артистами, режиссёрами и профессурой Свердловск и ближайшие города стали центром культурной жизни, и это дало толчок выпуску приказа «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов». Приказ вышел в феврале 1943 года, а в январе 1944-го газеты писали о завершении строительства кинофабрики. Она заработала в реконструированном здании Клуба строителей.
Первым директором стал бывший конструктор Уралмаша Александр Шитов, а должность художественного руководителя занял режиссёр «Ленфильма» Александр Ивановский, автор комедий «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится». Костяк киностудии составили ленфильмовцы: Павел Петров-Бытов, Александр Иванов, Владимир Шмидтгоф и другие режиссёры, операторы и сценаристы.

Свердловская киностудия

Одновременно на киностудии заработала Школа актёрского мастерства, правда первый набор состоялся только через год, когда по распределению в Свердловск стали отправлять преподавателями выпускников творческих вузов. Одним из них стал вчерашний вгиковец Ярополк Лапшин, который позже снял на Свердловской киностудии хиты «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы» и вообще стал символом советского уральского кинематографа.

Свердловская киностудия Лапшин

Сразу после открытия на студии закипела работа над первым фильмом — опереттой «Сильва». Её начали снимать вопреки желаниям руководства киностудии, которое составило план по съёмкам фильмов о подвигах рабочих оборонного завода и экранизации сказок и рассказов уральских писателей. На весёлом музыкальном фильме настоял худрук — Александр Ивановский специализировался на этом жанре и считал, что в военное время, зрителям особенно нужно лёгкое красивое зрелище, которое позволит хотя бы на время сеанса забыть о буднях. Тем более, что в Свердловске была сильная база — Театр оперы и балета и Свердловская музкомедия. Ивановского поддержали и руководители области и Госкино.

Свердловская киностудия Сильва

«Сильва» стала не только первым художественным фильмом киностудии, но и первой советской экранизацией произведений Имре Кальмана. Главную роль в фильме сыграла актриса московского музыкального театра Зоя Смирнова-Немирович — для неё это было единственное появление в кино. Критики поругали «Сильву» за буржуазность, зрителям она понравилась. После премьеры в конце 1944 года, на киностудии взялись за планы руководства и сняли драмы «Страницы жизни» о работнице листопрокатного цеха «Уралмаша» и «Алмазы» о уральских геологах.

Страницы жизни

После того, как из Свердловска разъехались эвакуированные, выпуск художественных фильмов замедлился, и студия сосредоточилась на съёмках документальных лент. Тем более, что к тому времени она приросла Новосибирской студией учебных фильмов и той самой Свердловской студией кинохроники. К художественным фильмам вернулись в конце 50-х, а начиная с 60-х студия заработала в полную силу. Здесь вышли шпионская драма «Игра без правил», приключенческий фильм «След в океане», музыкальная комедия «Трембита», многосерийная семейная сага «Угрюм-река» о золотой лихорадке в Сибири, «Самый медленный поезд» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского.

Угрюм-река

В 70-х киностудия выпустила знаменитые мелодрамы «Поздняя встреча» и «Безымянная звезда», детектив «Лекарство против страха» и «Гонка с преследованием», а также экранизацию романа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». В начале 70-х на киностудии появилось Объединение художественной мультипликации, которое выпускало мультики по мотивам произведений Бажова и Мамина-Сибиряка. Одним из знаменитых мультфильмов киностудии была кукольная трилогия «Про Веру и Анфису».

Безымянная звезда

Свердловская киностудия не была лидером советского кинопроизводства и возможностей у неё было меньше, чем у столичных студий. В 80-е оказалось, что оборудование морально устарело, а новое взять негде. На киностудии создали цех для обработки и улучшения качества плёнки, но затраты оказались впустую, так как советские плёнки вскоре вообще перестали выпускать. Несмотря на проблемы, именно в этом десятилетии студия выпустила самое большое количество фильмов, среди которых были «Демидовы» со звёздным актёрским составом, драмы «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Прощание славянки», «Продлись, продлись, очарованье…», фантастика «Зеркало для героя» начинающего режиссёра Владимира Хотиненко и боевики «Я объявляю вам войну», «Один и без оружия», «Найти и обезвредить».

Зеркало для героя

В 80-е годы на Свердловскую киностудию пришёл работать ассистентом режиссёра пока ещё неизвестный Алексей Балабанов. В городе шла бурная неформальная жизнь, он был её частью, и снимал в фильмах своих знакомых — группы Nautilus Pompilius и «Урфин Джюс», Настю Полеву, Егора Белкина и других участников свердловского андеграунда. На киностудии он выпустил три фильма: «Раньше было другое время», «Настя и Егор» и «У меня нет друга, или One step beyond», а в 1990-м году переехал в Санкт-Петербург и уже там стал тем самым знаменитым Балабановым.

Свердловская киностудия Раньше было другое время

В 90-е годы Свердловская студия чуть было не прекратила существование, столкнувшись с отсутствием денег, уральским криминалом и творческим кризисом, так как знаменитые режиссёры к тому времени разъехались кто куда, а из Москвы и Петербурга приезжать перестали. Здание бывшего Клуба строителей сдали в аренду торговому центру, который работает там до сих пор, а поредевший коллектив переехал в аварийное помещение по другому адресу. Пережив голод и холод в прямом смысле, так как первое время работать приходилось в неотапливаемом здании, киностудия выплыла. Сдавала помещения в аренду, снимала рекламные ролики, словом, было как везде… К началу «нулевых» у студии не осталось долгов, но не было и кинопроизводства — за последние десять лет можно было вспомнить разве что детектив «Сыщик Петербургской полиции» и боевик «Мафия бессмертна».

Мафия бессмертна

Киностудия провела ребрендинг, превратившись в Sverdlovsk Film Studios, и выпустила несколько фильмов — «Егерь», «Золото», «Первые на Луне» и один из последних фильмов Ярополка Лапшина «На полпути в Париж». По исторической традиции основной деятельностью киностудии осталось документальное кино — с начала «нулевых» вышло всего 12 художественных фильмов, зато 80 документальных, снятых по заказу разных организаций. Совсем недавно на студии закончились съёмки спортивной драмы «Буран» с Александром Головиным в роли молодого хоккеиста. За несколько последних лет это будет первый художественный фильм.

Сувенир для прокурора
Сувенир для прокурора
Продлись, продлись, очарованье...
Продлись, продлись, очарованье...
Безымянная звезда
Безымянная звезда
Зеркало для героя
Зеркало для героя
Найти и обезвредить
Найти и обезвредить
Сильва
Сильва
Демидовы
Демидовы
Я объявляю вам войну
Я объявляю вам войну
Мафия бессмертна
Мафия бессмертна
Угрюм-река
Угрюм-река
Ваш выбор