Приключенческие фильмы

Спецпроект «История нашего кино»! Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!

Приключенческий или авантюрный фильм всегда был рассчитан на то, чтобы развлекать и удивлять публику. Харизматичный герой, стремительно разворачивающееся действие, резкая смена жанров от мелодрамы до боевика и обратно, юмор, смекалка, интриги, зрелищные сцены схваток и погонь и почти обязательный хэппи-энд — вот залог удачного приключенческого фильма.

Неуловимые мстители

Как и в случае с остальными киножанрами, сначала была европейская литература. Приключенческий роман появился довольно поздно — в середине XIX века, на волне популярности романтизма и стремления сбежать от мещанской действительности хотя бы в увлекательную книжку. Основой таких романов были исторические повествования, «плутовские романы» про обаятельных жуликов и готические романы-ужастики. Все они разделялись на историко-приключенческие и социально-приключенческие, события которых происходили в современности. Главное, что было основным в каждом романе — противостояние добра и зла.
Примером нашего плутовского романа может быть вышедшая незадолго до войны «Повесть о Ходже Насреддине» о приключениях восточного хитреца и вольнодумца.

Насреддин в Бухаре

В дореволюционной России были очень популярны переводные европейские романы о путешествиях к незнакомым берегам и встречах с дикарями. В русской литературе такого жанра по понятным причинам не было, как не было и пиратских романов или историй про индейцев, которыми зачитывалась Европа и Америка. Самыми близкими к ним были записки купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря», побывавшего в Индии в конце XV века, а так же полудокументальные книги наших путешественников, которые отправлялись в Сибирь, на Дальний Восток или в Среднюю Азию.
Одним из самых известных было путешествие этнографа Владимира Арсеньева в 1907 году по Уссурийскому краю. По его книгам спустя 70 лет был снят оскароносный фильм «Дерсу Узала».

Дерсу Узала

У нас приключенческий жанр развивался не так активно, но и среди нашей классики можно найти приключения — разбойничий роман Пушкина «Дубровский», «Мёртвые души» Гоголя, «Граф Калиостро» Алексея Толстого, а также произведения Владимира Обручева, Александра Грина и многих других авторов. Расцвет отечественной приключенческой литературы пришёлся на советское время, причём очень многие авторы ориентировались на детскую и подростковую аудиторию. Экранизации Аркадия Гайдара, Вениамина Каверина, Анатолия Рыбакова, Кира Булычёва, Евгения Велтистова и других авторов стали классикой детского кино.

Земля санникова

На экранах приключенческие фильмы появились с развитием технических возможностей — в середине 1910-х годов в Америке, и в 1920-е годы у нас. Самыми захватывающими были экранизации Жюля Верна — в 1936 году впервые экранизировали роман «Дети капитана Гранта», а через четыре года вышел «Пятнадцатилетний капитан«…Ещё раньше, в 1924 году, Яков Протазанов снял космические приключения — «Аэлиту» по произведению Алексея Толстого, но за фантастику наши режиссёры брались достаточно редко. Если отечественный приключенческий фильм не был экранизацией, то в большинстве случаев он был на военную тему или детским, как «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».

Аэлита

В мировом кинематографе приключенческое кино делится на несколько поджанров:

Ганстерские или полицейские приключения — жанр появился в США ещё во времена немого кино, в центре сюжета была борьба с полицейских с преступностью.
Фантастические приключения
Военные приключения
Исторические приключения
Детские приключенческие фильмы
Фильмы «плаща и шпаги» — европейский жанр фильмов про романтичных и справедливых героев-одиночек
Фильмы-катастрофы — самый поздний жанр, появился в 1970-х годах и начал эпоху блокбастеров
Вестерны — легендарный американский жанр, объединивший фильмы про «ковбоев и индейцев» на Диком Западе.

Именно последний дал толчок к развитию отечественных приключенческих фильмов. В советском кино этот жанр стал называться истерн, а действие происходило на юге страны или в Сибири. События часто разворачивались на фоне Гражданской войны, невольно романтизируя этот период. Можно сказать, что белогвардейцы и басмачи выполняли роль «индейцев» в вечном противостоянии с «ковбоями».
Один из первых истернов — «Красные дьяволята» по одноимённой повести Павла Бляхина — был снят ещё в 1923 году. Фильм о борьбе молодых бойцов Конной армии против махновцев был тогда популярен не меньше, чем снятые спустя много лет по тому же произведению «Неуловимые мстители».

Красные дьяволята

Под влиянием вестернов в 30-х были сняты «Джульбарс» и «Тринадцать» о борьбе с басмачами в Средней Азии, причем последний был фактически ремейком голливудского фильма «Потерянный патруль». О классическом американском вестерне советские зрители долгое время не имели представлений, поэтому заимствования оставались незамеченными, да и не настолько они были важны. Гораздо важнее было то, что посетители кинотеатров получили новый зрелищный жанр, не лишенный агитации, но все-таки увлекательный. Один из самых популярных советских истернов про красноармейцев и басмачей — «Белое солнце пустыни», Фильм до до сих пор пересматривают и цитируют, он даже стал своеобразным талисманом для наших космонавтов.

Белое солнце пустыни

Главным отличием советских приключенческих фильмов от западных были герои, действующие в интересах всего государства, а не личных или классовых. Несмотря на это, режиссёров часто ругали за отступления от официальных взглядов на историю революции и Гражданской войны. От худсоветов и критиков доставалось и «Неуловимым мстителям», и «Даурии» и даже вышедшему в лояльные 70-е «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Свой среди чужих, чужой среди своих

Надо признать, что в жанре приключенческих фильмов советское кино все-таки проигрывало западному. В наших кинотеатрах с 60-х годов с ажиотажем шли фильмы про индейцев от немецкой студии ДЕФА, приключения французов «Черного тюльпана» и «Фанфана-тюльпана», итальянского «Сеньора Робинзона» и американских золотоискателей из «Золота Маккены».
Абсолютным лидером среди западных приключенческих фильмов в отечественном прокате стала знаменитая «Великолепная семёрка». Фильм посмотрело 67 миллионов зрителей, и из наших с ним смогли сравниться только «Новые приключения неуловимых» и их 66 миллионов… Интересно, что это была вторая часть трилогии, а первая и последняя отставали довольно сильно.

'Артаньян и три мушкетера

В советском кино редко встречались фантастические приключения и костюмные приключенческие фильмы, основанные на событиях Российской империи. Весь исторический материал той эпохи уходил на драматическое и биографическое кино, а появившиеся в 70−80-х костюмированные фильмы были экранизациями западных произведений. «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Узник замка Иф» — всё это Дюма, Стивенсон, Вальтер Скотт и другие авторы.

5 интересных фактов о фильме «Гардемарины, вперёд!»

Одной из первых, кто обратился к теме дворцовых интриг и отважных героев, была режиссёр Светлана Дружинина. В 1987 году вышла первая часть трилогии «Гардемарины, вперёд!», и вскоре гардемарины сравнялись по популярности с мушкетёрами. Историческая тема стала пользоваться популярностью — позже вышли «Турецкий гамбит», «1612: Хроники смутного времени», «Слуга государев», «Пером и шпагой» и многие другие.

Турецкий гамбит

На сегодняшний день классические приключенческие фильмы почти ушли из нашего кинопроизводства, уступив место в кинопрокате голливудским героям. Теперь «приключенческий» — это чаще всего приставка к основному жанру, как в триллере «Гоголь. Начало», драме «Территория» или комедии «Джунгли».

Д'Артаньян и три мушкетера
Д'Артаньян и три мушкетера
Гардемарины, вперёд!
Гардемарины, вперёд!
Неуловимые мстители
Неуловимые мстители
В поисках капитана Гранта
В поисках капитана Гранта
Пятнадцатилетний капитан
Пятнадцатилетний капитан
Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих
Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы
Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы
Земля Санникова
Земля Санникова
Турецкий гамбит
Турецкий гамбит
Белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни
Ваш выбор