История нашего кино: Самые кассовые фильмы советских киностудий

23 августа

Специальный проект «История нашего кино» ко Дню российского кино 27 августа!


Сегодня каждый желающий может узнать об успехе или провале любого фильма — бюджеты, сборы и рейтинги регулярно публикуются на киносайтах, а в советское время доступ к этой информации был только у работников Главкинопроката и Госкино. За расчётный период брался примерно год с момента выхода фильма в прокат, и успехом считалось, если фильм за этот срок посмотрело не менее 17 млн человек. Отчётность строилась на количестве проданных билетов, а их стоимость была второстепенным критерием.
Сейчас на первом месте кассовые сборы — сумма выручки от продаж билетов во всех кинотеатрах, где состоялась премьера фильма, а подсчёт начинают вести с первой недели выхода новинки в прокат.

«Есения», Peliculas Latinoamericanas S.A., 1971, реж. А.Б. Кревенна

Абсолютным лидером в истории советского проката была бразильская мелодрама «Есения» 1971 года — её посмотрело более 91 млн зрителей, то есть каждый третий житель СССР! Среди советских фильмов свои рекордсмены по посещаемости были у каждой киностудии.

«Десять негритят» (1987) — 33,2 млн зрителей
Одесская киностудия

Экранизация Станислава Говорухина единственная в мире сохранила название и концовку литературного первоисточника. На Западе название «Десять негритят» считалось неполиткорректным и ни одного фильма с таким названием нет, а для экранизации режиссёры предпочитали не роман, а пьесу с хеппи-эндом, которую Агата Кристи написала по просьбе знакомого театрального постановщика.
Режиссёр говорил, что в «Десяти негритятах» собрался самый звёздный актёрский состав, с которым ему когда-либо удалось работать — Александр Абдулов, Александр Кайдановский, Людмила Максакова, Алексей Жарков, Михаил Глузский, Владимир Зельдин, Татьяна Друбич… Их имена, популярный первоисточник и знаменитый режиссёр обеспечили интерес к фильму — за год его посмотрело более 33 млн зрителей.

«Меня зовут Арлекино» (1988) — 41,9 млн зрителей
«Беларусьфильм»

Молодёжная социальная драма по мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй» вышел во время расцвета перестроечного кино и новых жанров, для которых требовались крепкие спортивные парни. Выпускник Щукинского училища Олег Фомин со своим вторым разрядом по боксу был как раз из таких — провинциальный лидер уличной банды Арлекино стал его первой большой ролью…
На киностудии фильм сразу же запретили к прокату за «несоциалистический способ существования в кадре», но материал отвезли в Москву и год устраивали подпольные сеансы. Вскоре цензура ослабла, «Меня зовут Арлекино» вышел в прокат и стал самым популярным фильмом за всю историю существования киностудии! До этого момента лидером «Беларусьфильма» была комедийная мелодрама «Белые Росы», которую посмотрело 36 млн зрителей.

«Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» (1958) — 47,4 млн зрителей
Киностудия им. Довженко

Совместный фильм киностудий им. Довженко и им. Горького был снят по реальным событиям. В 1954 году советский танкер «Туапсе», перевозивший в Шанхай авиационный керосин, был захвачен китайскими военными. Танкер вместе с грузом конфисковали, экипаж взяли в плен и больше года СССР, КНР, США и Франция решали судьбы людей, ставших заложниками политики…
Фильм, вышедший через четыре года после этой громкой истории, встретили с большим интересом, тем более, что одну из главных ролей играл Вячеслав Тихонов — он как раз был на пике славы после мелодрамы «Дело было в Пенькове».
«Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката за 1959 год и самым кассовым фильмом, снятым на киностудии им. Довженко.

«Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1979) — 52,8 млн зрителей
Киностудия «Узбекфильм»

В 70−80-х годах у СССР была тесная дружба с Индией, которую решили укрепить съёмками совместного фильма. Комедийно-музыкальную сказку с восточным колоритом снимали в Узбекистане и Индии, а на съёмочной площадке у режиссёров Латифа Файзиева и Умеша Мехры собрались русские, индийские, узбекские, грузинские, туркменские, киргизские, армянские актёры, а также артисты первого киргизского цирка.
Фильм снимали в двух версиях: в индийской было больше трюков, танцев и песен в закадровом исполнении знаменитых индийских певцов, советская на её фоне выглядела более сдержанной, но это не помешало ей собрать огромное количество зрителей! Сказка «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» стала самым успешным фильмом среди всех снятых на республиканских киностудиях.

«Сильные духом» (1967) — 55,2 млн зрителей
Свердловская киностудия

Шпионская драма по одноимённому роману Дмитрия Медведева была дипломной работой 29-летнего режиссёра Виктора Георгиева. Роман был основан на биографии советского разведчика и «народного мстителя» Николая Кузнецова, он же Рудольф Шмидт.
На 1967 год это был самый звёздный фильм Свердловской киностудии. Иван Переверзев, Вия Артмане, Люсьена Овчинникова, Леонид Марков, Юрий Соломин — в общей сложности у режиссёра-дебютанта снялось 7 народных и 6 заслуженных артистов, и для всех было загадкой, как ему это удалось.
После премьеры критики писали, что это первый шпионский фильм, где вместо героических подвигов показана кропотливая и не всегда захватывающая работа разведчиков. Драма «Сильные духом» стала самым кассовым фильмом Свердловской киностудии.

«Свадьба в Малиновке» (1967) — 74,6 млн зрителей
Киностудия «Ленфильм»

Экранизацию одноимённой оперетты 1936 года решили приурочить к 50-летию Октябрьской революции. Сначала работу предложили киностудии им. Довженко, но руководители посчитали комическое произведение не слишком подходящим к такому поводу и отказались. Тогда за съёмки музыкальной комедии с украинским колоритом взялась киностудия «Ленфильм».
Зрители фильм обожали и ходили на сеансы несколько раз! Комедия моментально разлетелась на цитаты, получила приз на Всесоюзном кинофестивале «За лучший комедийный ансамбль» и моментально сделала звездой актёра Михаила Водяного. «Свадьба в Малиновке» стала самым посещаемым фильмом киностудии и заняла пятое место по посещаемости среди советских фильмов.

«Москва слезам не верит» — 84,4 млн зрителей
Киностудия «Мосфильм»

Когда режиссёр Владимир Меньшов сдал готовый фильм худсовету, то выслушал много неприятного — картину упрекали в приземлённости, безыдейности и мелодраматичности и сомневались, что её надо пускать в широкий прокат. В успех истории Кати и её подруг верили только сам режиссёр и директор «Мосфильма», но окончательную судьбу решил Леонид Брежнев — он пришёл от фильма в восторг, и после этого вся критика не имела значения.
В прокате мелодраму ждал триумф! Только в СССР его посмотрело 85 млн человек, а ещё 100 стран купили для показа на своей территории. Особенно её полюбили в Америке, правда американских зрителей восхищала независимая главная героиня, а её чувства к Гоше они не разделяли… В 1981 году «Москва слезам не верит» стал четвёртым советским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Пираты XX века» — 87,6 млн зрителей
Киностудия им. М. Горького
«Пираты XX века», к/с им. М. Горького, 1979, реж. Б. Дуров

Наш первый боевик совсем немного уступил «Есении» в списке абсолютных лидеров проката, но стал самым кассовым советским фильмом за всю историю СССР!
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий «Пиратов XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на судно, перевозившее уран по Средиземному морю. В фильме действие происходило на Филиппинах, уран заменили на опиум для фармацевтических компаний, а советские моряки, в отличие от героев статьи, доблестно отбили свой корабль вместе с грузом.


Постановщиком боёв был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, а главные роли достались Николаю Ерёменко и увлекавшемуся боевыми искусствами Талгату Нигматуллину.
На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями, владеющими приёмами карате, зрители ходили по несколько раз. Популярность полузапрещённого в СССР карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.