Специальный проект «История нашего кино» ко Дню российского кино 27 августа!
В 1961 году Совет министров выпустил постановление о повышении материальной заинтересованности работников кино. В советское время зарплата во всех отраслях регулировалась государством и для всех членов съёмочных групп была своя тарифная ставка, в которую и было решено внести изменения. При Министерстве культуры была создана специальная комиссия, которая присуждала фильму одну из четырёх категорий в зависимости от его идейно-художественной ценности. Чем выше была категория, тем больше был гонорар у всех занятых на съёмках.
«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков
Больше всех в съёмочной группе получали режиссёры, но их ставка зависела не только от категории фильма, но ещё от хронометража, серийности, стажа, наличия званий и государственных премий и множества других факторов. Если в 70-х средний оклад был 100 — 150 рублей, то режиссёры получали несколько тысяч за съёмку. С одного гонорара режиссёр фильма высшей категории мог купить не только «Жигули», которые стоили около 5 000 руб, но и «Волгу» стоимостью более 8 000 рублей, режиссёрам фильмов второй категории было доступно авто попроще, а вот с третьей и четвёртой категорией на машину приходилось копить.
«Оттепель», к/с «Мармот-фильм», 2013, реж. В. Тодоровский
Если фильм успешно прокатывался, то режиссёру, композитору и сценаристу назначались дополнительные «потиражные» выплаты — как минимум четверть от установленного гонорара. Если режиссёр одновременно был сценаристом или исполнителем одной из ролей, то гонорары суммировались, а разные государственные премии добавляли к общим заработкам от 5 до 100 тысяч советских рублей. Правда если большинство работающих граждан получали зарплату каждый месяц, то режиссёры редко выпускали больше одного фильма в год, а чаще даже не каждый год…
«Война и мир», к/с «Мосфильм», 1967, реж. С. Бондарчук
Сергей Бондарчук считался первым законным миллионером в СССР. Он был мэтром советского кино, его фильмы приносили государству огромные деньги, так как с успехом шли в международном прокате и получали премии на крупнейших кинофестивалях. Во времена «железного занавеса» ему было разрешено работать за рубежом и иметь дело с валютными бюджетами.
Обладатель пяти государственных премий снял всего 9 фильмов, последний из которых не успел закончить, и среди них были две исторические драмы, которые возглавляют рейтинг самых дорогих фильмов в истории СССР — «Война и мир» и «Ватерлоо». Только за одну «Войну и мир» Сергей Бондарчук заработал не менее 30 тысяч рублей как режиссёр, плюс гонорары за сценарий и за исполнение роли Пьера Безухова. Сюда же можно добавить оклад его жены Ирины Скобцевой за роль Элен Курагиной, и поделить всё на 6 лет — именно столько шли съёмки фильма.
«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай
Считается, что именно Леонид Гайдай составлял серьёзную конкуренцию Сергею Бондарчуку. Только за съёмки комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» он получил — 6 140 руб, а всего у режиссёра было 18 фильмов, включая положенный на полку «Жених с того света» и короткометражки. Не все они были настолько успешными, как «Кавказская пленница…», «12 стульев» или «Бриллиантовая рука», но с учётом того, что к большинству из них он писал сценарии, играл в эпизодах, а также снял 14 сюжетов для киножурнала «Фитиль» — получается очень солидно. А вот государственная премия у него была только одна — он получил её в 1970-м году за все комедии сразу.
«Был месяц май», ТО «Экран»,1970, реж. М. Хуциев
Пётр Тодоровский был режиссёром, сценаристом, актёром и композитором, а также обладателем самого большого гонорара в истории советского кино. За съёмки драмы «Интердевочка» он получил 120 тысяч рублей! Это стало легендой в кинематографическом мире, тем более, что рекордные суммы получила вся съёмочная группа, включая уборщицу…
Секрет огромного гонорара был в том, что «Интердевочка» снималась не на государственные деньги. Это был первый фильм с участием продюсера, и продюсировала его жена Тодоровского Мира — это она уговорила мужа снимать фильм и договорилась со шведской компанией о финансировании и совместной работе. Так как фильм был снят на частные деньги, ему не присваивалась категория и прибыль считалась по современным стандартам, то есть по сумме сборов. «Интердевочку» посмотрело 44 млн зрителей, а права на прокат были проданы в несколько стран.
Сегодня заработок режиссёра уже не зависит от утверждённой тарифной сетки. На него в первую очередь влияют бюджет фильма, договоренности с продюсерами и кассовые успехи.
Несколько лет назад экономический журнал Forbes составил рейтинг самых коммерчески успешных современных режиссёров. Главным критерием была разница между бюджетами и сборами фильмов, снятых за последнее время. В результате подсчётов больше всего на своих проектах заработали:
Взлёт режиссёра Тимура Бекмамбетова начался в начале нулевых с фильмов по мотивам романов Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор». Международный успех «дозоров» открыл Бекмамбетову путь в Голливуд. В Америке он снял свой самый кассовый фильм «Особо опасен» с Анджелиной Джоли и Джеймсом Макэвоем в главных ролях и сразу получил несколько предложений от американских продюсеров.
По обе стороны океана Тимур Бекмамбетов снял около 20 фильмов, а так же стал продюсером многих успешных проектов. При его участии вышли российские фильмы «Чёрная молния», «Выкрутасы», франшиза «Ёлки», «Время первых», «Девятаев», а также американские — «Поиск», «Бен-Гур», «Фантом», «Хардкор» и несколько анимационных лент.
www.wikipedia.org
В 17 лет Леван Габриадзе сыграл скрипача Гедевана в знаменитой «Кин-Дза-Дзе», но предпочёл режиссуру актёрской профессии. Он окончил факультет дизайна и анимации в Калифорнийском университете, вернулся в Москву и начал сотрудничать с компанией Тимура Бекмамбетова.
В 2010 году Габриадзе снял успешную комедию «Выкрутасы» с участием Милы Йовович, потом был режиссёром новелл в новогодних альманахах «Ёлки-2» и «Ёлки-3», а в 2015 году прогремел с триллером «Убрать из друзей», собравшим рекордную кассу при минимальных затратах. В фильме не было спецэффектов, декораций и известных актёров — весь сюжет истории о пугающем анонимном участнике вэб-чата разворачивался на мониторах героев. Снимался фильм в США, затраты на съёмки были всего $ 1 млн, а общие сборы в международном прокате составили $ 63 млн!
«Два дня», к/к «Art Pictures Group», к/к «Централ Партнершип», 2011, реж. А. Смирнова
Из шести вышедших в прокат фильмов Фёдора Бондарчука три принесли весомую прибыль — военные драмы «9 рота» и «Сталинград» и фантастическая история «Притяжение».
«Сталинград» стал самым успешным фильмом режиссёра — он собрал в прокате более миллиарда рублей и номинировался на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В год выхода «Сталинград» был самым кассовым фильмом российского кино, а сейчас занимает 7-е место в списке отечественных лидеров проката.
«Притяжение» так же собрало более миллиарда рублей, а права на прокат были проданы в 74 страны.
www.rustars.tv
В конце 90-х Николай Лебедев снял два популярных триллера — «Змеиный источник» и «Поклонник», а уже через несколько лет получил свою первую государственную премию за военную драму «Звезда». Он стал одним из самых молодых режиссёров — обладателей госпремии, на тот момент ему было 36 лет.
Финансовый успех Лебедеву принесли фильмы «Легенда № 17» и «Экипаж». «Легенда № 17» при затраченных $ 10 млн принесла в три раза больше, бюджет «Экипажа» был 650 млн рублей, а сборы — полтора миллиарда рублей.
За фильм о легендарном хоккеисте Валерии Харламове режиссёр получил вторую государственную премию.
www.nsn.fm
Если бы Forbes составлял рейтинг в этом году, то режиссёр Дмитрий Дьяченко был бы на пару строчек выше. Его фильмы «Последний богатырь» и «Последний богатырь: Корень зла» вошли в список самых кассовых российских фильмов за всю историю — в общей сложности обе части собрали более 3 млрд рублей при затратах чуть больше одного миллиарда рублей.
Дмитрий Дьяченко прославился комедиями — его успех начался с сотрудничества с «Квартетом И», для которого он снял четыре фильма. Все фильмы Дмитрия Дьяченко собирали в прокате больше, чем было потрачено на их съёмки, а до недавнего времени самым прибыльным проектом была комедия «О чём ещё говорят мужчины», заработавшая в прокате $ 19 млн при затратах в $ 2 млн.
Также в список вошли Жора Крыжовников, Антон Мегердичев, Кирилл Кузин, Пётр Буслов, Александр Войтинский и другие.