История нашего кино: Самые дорогие советские и российские фильмы

25 августа

Специальный проект «История нашего кино» ко Дню российского кино 27 августа!


Бюджет большинства советских фильмов — закрытая информация, но по современным меркам затраты киностудий на производство были довольно скромными. Например, одним из дорогих фильмов считалась комедия «Служебный роман», съёмки которой стоили чуть более 500 тысяч долларов.
Но были в советском кино и такие бюджеты, которые обогнали даже дорогие современные проекты. Если сегодня брать десятку самых высокобюджетных российских и советских фильмов, то она будет выглядеть так:

«Викинг» (2016) — 20 млн долларов

Замыкающая позиция у костюмной исторической драмы режиссёра Андрея Кравчука. На фильм про дохристианскую Русь и приход к власти князя Владимира было потрачено 1,25 млрд рублей, что на тот момент составляло 20,8 млн долларов. «Викинг» был снят при участии государственного Фонда кино, который поддерживает исторические, патриотические и семейные фильмы.
На съёмках фильма работало три тысячи человек, а большая часть бюджета ушла на изготовление более двух тысяч сложных костюмов, париков и гримёрных накладок. Почти весь фильм сняли в Крыму, добавив зрелищности компьютерной графикой.

«Солнечный удар» (2014) — 24 млн долларов


Красивая драма по мотивам рассказов и дневников Ивана Бунина — не самый известный фильм режиссёра Никиты Михалкова. И не самый дорогой в плане бюджета, но для режиссёра он бесценен. К этим съёмкам он шёл много лет, ещё в студенчестве переписывая от руки рассказ «Солнечный удар» и пытаясь понять, как создаются настолько чувственные произведения.
История последних дней капитана разбитой армии барона Врангеля и его любви к незнакомке выдвигалась на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в шорт-лист не вошла.

«Сталинград» (2013) — 30 млн долларов


В отличие от двух предыдущих фильмов, «Сталинград» Фёдора Бондарчука окупился в прокате и вошёл в список лидеров кассовых сборов среди российских фильмов.
В основу сюжета легла история обороны сталинградского жилого дома Павлова, который немцы так и не смогли взять за почти два месяца. Специально для фильма в Ленинградской области была построена масштабная декорация полуразрушенного Сталинграда и только на это ушло около 120 млн рублей.
Военная драма выдвигалась от России на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но не вошла в шорт-лист. Зато «Сталинград» собрал чуть более 51 млн долларов в российском прокате, а права на показ были проданы в 28 стран.

«Сибирский цирюльник» (1998) — 35 млн долларов


Над исторической мелодрамой с участием зарубежных звёзд Никита Михалков работал десять лет с перерывами. За это время он успел несколько раз разойтись с иностранными партнёрами, снять «Утомлённых солнцем», получить за него «Оскар», вернуться к работе, переписать сценарий и перемонтировать уже снятый материал.
В 1999 году «Сибирский цирюльник» открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивого фильма. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.


«Обитаемый остров» (2008) — 36 млн долларов


«Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука — это экранизация одноимённого романа братьев Стругацких. Антиутопия в двух частях снималась как в специально выстроенных в Крыму декорациях, так и при помощи дорогостоящей компьютерной графики. Для съёмок было разработано и сделано 1 700 фантазийных костюмов и 400 пар обуви. Некоторые костюмы были расшиты кристаллами Сваровски, тот же бренд разработал для героев фильма эксклюзивную линию из 200 украшений.
По ожиданиям продюсеров, обе части должны были собрать в российском прокате 70 млн долларов, но реальность оказалась скромнее. При том, что в момент премьеры каждая часть была лидером проката, общие сборы составили около 28 млн долларов.


«Утомлённые солнцем: Предстояние» (2010) — 40 млн долларов
«Утомлённые солнцем: Цитадель» (2011) — 45 млн долларов


И снова Никита Михалков. История героев драмы 1994 года «Утомлённые солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет режиссёр начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Работа затянулась на долгих шестнадцать лет… Это были уже военные фильмы с батальными сценами и спецэффектами, поэтому бюджеты первой части и продолжений были несопоставимы. К сожалению, повторить триумф первого фильма не удалось.


«Вий: Тайна печати дракона» (2019) — 49 млн долларов


На данный момент это самый дорогой фильм российского кино. И самый громкий провал.
В 2014 году режиссёр Олег Степченко снял зрелищный фильм ужасов по мотивам повести Николая Гоголя «Вий» с британцем Джейсоном Флемингом в главной роли. Ужастик стал самым кассовым российским фильмом года, и создатели приступили ко второй части — «Вий: Тайна печати дракона».
Продолжение было российско-китайским проектом, а компанию Джейсону Флемингу составили Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Рутгер Хауэр, а также китайские и британские актёры. Натурные съёмки проходили в России, Китае, Чехии и Тунисе, а в создании графики принимала участие компания, которая прославилась спецэффектами к сериалу «Игра престолов».
Успех первой части, голливудские актёры и красивые съёмки не помогли — в России фильм собрал чуть более 5 млн долларов, а в Китае прокат прекратили досрочно из-за отсутствия интереса.

По списку самых дорогих российских фильмов можно заметить, что помимо фантастики с обилием компьютерных спецэффектов, больших бюджетов требуют исторические и батальные ленты. Так было и в советское время, и поэтому три самых дорогих фильма в истории СССР сняты на военную тематику.


«Освобождение» (1969−1971)

Киноэпопея Юрия Озерова посвящена периоду Второй мировой войны, начиная с 1943 года и до последних дней. Это был совместный проект СССР, ГДР, Югославии, Польши и Италии. Общий бюджет масштабного телефильма из пяти частей точно неизвестен, но на каждую серию уходили миллионы…
Большая часть бюджета была потрачена на костюмы и вооружение — советскую военную форму частично взяли на складах, а все генеральские мундиры и немецкую форму шили костюмеры. В съёмках были задействованы 150 настоящих и бутафорских танков, советские и чешские самолёты, несколько итальянских ретроавтомобилей, знаменитые советские, немецкие и польские актёры, а также актёры из Прибалтики, Италии и Румынии и около 3 000 участников массовки.
Каждая серия «Освобождения» собирала у телеэкранов от 28 до 56 млн зрителей.


«Ватерлоо» — 25 млн долларов по курсу 1970 года

Снять совместный советско-итальянский фильм про поражение армии Наполеона при Ватерлоо Сергею Бондарчуку предложил американский продюсер Дино Де Лаурентис. Он был впечатлён недавно вышедшей эпопеей «Война и мир» и строил амбициозные планы.
Натурные съёмки проходили в Италии, а для батальных сцен были выбраны сельскохозяйственные угодья под Ужгородом — там снесли два холма, проложили дороги, пересадили деревья, засеяли поля, проложили оросительную систему и выстроили четыре бутафорских здания. На площадке работали четыре переводчика — английский, итальянский, французский и сербский, а в боевых сценах участвовали около 15 000 советских пехотинцев, 2 000 кавалеристов и 50 цирковых каскадёров. Несмотря на все усилия, повторить успех «Войны и мира» не получилось — фильм приняли довольно прохладно.


«Война и мир» — 100 млн долларов по курсу 1967 года

Данные о бюджете фильма разнятся — по некоторым источникам стоимость четырёхсерийной эпопеи доходила до 180 млн долларов. В любом случае такого размаха в нашем кино ещё не было.
У экранизации романа Льва Толстого была задача показать всему миру передовые возможности советского кинематографа, и режиссёр Сергей Бондарчук с ней справился. «Война и мир» стала легендой по обе стороны океана! Можно сказать, что над фильмом работала вся страна — Министерство культуры дало доступ к музейным фондам для использования мебели и аксессуаров XIX века, Министерство лёгкой промышленности обеспечило тканью для костюмов, Министерство обороны предоставило воинские подразделения для массовки, а на Ломоносовском фарфоровом заводе по рисункам XVIII века специально для съёмок делали сервизы.
В 1969 году фильм Сергея Бондарчука получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также более 10 наград на международных кинофестивалях. Фильм «Война и мир» внесён в Книгу рекордов Гиннесса за самую большую массовку — в батальных сценах участвовало 120 тысяч статистов.