6 лучших музыкальных фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича

11 августа 2017

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимал первые советские мюзиклы и всегда старался радовать зрителя «романтикой, от которой герои иногда начинают стихами говорить, потому что обычными словами их чувства не выразишь». Он считал, что трюковое кино со спецэффектами выйдет из моды, а приключенческие и лирические музыкальные фильмы будут всегда нравится зрителям.

«Опасные гастроли»

«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

В основу сценария приключенческого фильма легли воспоминания Александры Коллонтай о том, как она участвовала в ввозе в предреволюционную Россию нелегального оружия. Сценариста Михаила Мелкумова вызвали в ЦК и оружие из сценария тут же вырезали, заменив его запрещенной литературой… В Одессу 1910 года под видом французского промышленника приезжает большевик-подпольщик, организующий распространение нелегальных печатных изданий. Для этого в Одессе создается варьете, танцовщицы и шансонье которого активно гастролируют по России с запрещенным «реквизитом».

«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

За музыкальную часть в фильме отвечал конферансье и куплетист Жорж Бенгальский в исполнении Владимира Высоцкого. Режиссер сразу писал роль под Высоцкого и, хотя чиновники Госкино, его не утверждали — категорически стоял на своем. Пробы на Бенгальского были формальными — Юрий Каморный, Вячеслав Шалевич и Роман Громадский знали, что режиссер скорее вообще не будет снимать фильм, чем утвердит кого-то из них, и намерено играли плохо. В результате Высоцкого утвердили. Специально для фильма он написал «Куплеты Бенгальского» и «Романс при свечах», а также исполнил задорную «Розу-гимназистку» на стихи Александра Репникова. Звучала в фильме и популярная песня «Моя цыганская», но была вырезана по распоряжению худсовета. А вот цыгане в фильме были — супруги Рада и Николай Волшаниновы из театра «Ромэн» сыграли Раду и Николая Грановских.


«Д'Артаньян и три мушкетёра»

Приключенческо-музыкальная история по мотивам произведений Александра Дюма о храбрых мушкетерах, сражающихся за честь Франции, наверное, самый популярный и любимый зрителями фильм режиссера.

«Д’Артаньян и три мушкетёра», Одесская к/с, 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

История фильма началась за несколько лет до экранизации. Сценарист Марк Розовский, режиссёр Сандро Товстоногов, поэт Юрий Ряшенцев и композитор Максим Дунаевский поставили музыкальный спектакль о трёх мушкетерах на сцене московского ТЮЗа. Спектакль продержался четыре года, после чего был снят с репертуара, но авторы получили предложение экранизировать его на телевидении. Спектакль было решено превратить в музыкальный фильм с хитовыми песнями.

Розовский превратил три акта в три серии, а Ряшенцев и Дунаевский написали для фильма несколько новых песен. Кстати, именно Дунаевский «утвердил» в фильм Михаила Боярского, убедив режиссера, что хорошо поющий актер необходим в главной роли, а не в роли Рошфора. Кроме Михаила Боярского в фильме сам почти никто не пел, за исключением Ришелье — Александра Трофимова и королевы Анны с Бэкингемом — Алисы Фрейндлих и Алексея Кузнецова.

«Д’Артаньян и три мушкетёра», Одесская к/с, 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Вокруг исполнения песен было много споров и даже обид — Вениамин Смехов долго не мог простить режиссеру и композитору, что ему не дали исполнить романс Атоса, а Лев Дуров сильно обиделся за то, что втайне перезаписали его «Балладу о кровопролитье». Актеру как могли тактично объясняли, что, несмотря на долгие репетиции, результат был ужасен…

Для большинства музыкальных номеров был приглашен ансамбль «Коробейники» — участники популярного тогда ВИА пели за Льва Дурова, Олега Табакова и Игоря Старыгина. За Констанцию, служанку Кэт и Миледи пела Елена Дриацкая — исполнительница роли Клариче в фильме «Труффальдино из Бергамо». Самым неожиданным певцом в фильме оказался сценарист Марк Розовский, исполнивший куплеты о шпионах кардинала.

Самому режиссеру не все песни нравились. Особенно он был недоволен французскими вкраплениями в тексты, его очень раздражала песня «Пуркуа па?» — он как чувствовал, что потом почти на каждой встрече со зрителями его будут спрашивать про загадочных «полклопа» и «куклапа»…

«Ах, водевиль, водевиль»

«Ах, водевиль, водевиль…», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

После оглушительного успеха «мушкетеров» режиссера вызвали на «Мосфильм» и попросили в срочном порядке снять еще какую-нибудь музыкальную комедию. До этого момента «Мосфильм» музыкальными фильмами особо не занимался, но популярность предыдущего фильма Юнгвальд-Хилькевича заставила руководство обратить внимание на этот жанр.

«Ах, водевиль, водевиль…», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Режиссер сам сел за написание сценария, а в композиторы пригласил уже знакомого по предыдущему фильму Максима Дунаевского. За основу был взят небольшой водевиль-шутка XIX века «Дочь русского актера» про актрису Верочку, которую отец решил удачно выдать замуж за отставного прапорщика, хотя девушка мечтает о театральной карьере. На главные роли режиссер пригласил Галину Беляеву, Михаила Пуговкина, Олега Табакова и Людмилу Крылову, и хотя Табаков и Пуговкин не были сильными вокалистами — свои песни в фильме они исполнили сами. Женские же партии были отданы Жанне Рождественской и Людмиле Лариной. Самой известной песней фильма впоследствии стала «Гадалка» — ее до сих пор перепевают разные исполнители.

«Ах, водевиль, водевиль…», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Руководство «Мосфильма», не привыкшее к музыкальным фильмам, пыталось превратить водевиль в мелодраму — от создателей требовали тщательнее прорисовать конфликт и сюжетную линию, добавить диалогов и больше внимания уделить характеру героев. Пришлось режиссеру отстаивать целый жанр.

«Сезон чудес»

«Сезон чудес», Одесская к/с, 1985, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Этот музыкальный фильм — экранизация повести журналиста и писателя-фантаста Сергея Абрамова «Мелодия раннего утра» о художнике, попавшем в веселый волшебный поселок. Незадолго до начала съемок режиссер увидел клипы Майкла Джексона и вдохновился идеей снять каждый музыкальный номер как отдельный клип, а основному сюжету истории режиссер отвел на второй план. Главную роль сыграл литовский театральный актер Арунас Сторпирштис.

«Сезон чудес», Одесская к/с, 1985, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Сразу возник вопрос — кого пригласить на музыкальные номера… Первой кандидатурой стал Михаил Боярский, которого после мушкетеров буквально носили на руках. Второй кандидатурой неожиданно оказалась Алла Пугачёва — она в то время сотрудничала с композитором фильма Юрием Чернавским и запускалась с фильмом-бенефисом «Пришла и говорю», где была та же самая идея с клипами. Юнгвальд-Хилькевич решил предложил певице посниматься в клипах и в его фильме… На танцевальные номера было приглашено трио «Экспрессия» — знакомые Аллы Пугачёвой по совместной работе.

«Сезон чудес», Одесская к/с, 1985, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

По сравнению с предыдущими работами «Сезон чудес» зрительского ажиотажа не вызвал, но «Робинзон», «Белая дверь», «Отражение в воде» и другие песни из фильма зрители оценили и слушали с удовольствием. И можно сказать, что «Сезон чудес» принес первую узнаваемость будущему певцу Борису Моисееву — тогда еще танцору трио «Экспрессия».

«Выше Радуги»

Этот детский музыкальный фильм стал своеобразным продолжением «Сезона чудес». Он так же снят по повести Сергея Абрамова, композитором снова стал Юрий Чернавский, для музыкальных номеров были приглашены Алла Пугачёва и Михаил Боярский, а работал режиссер в той же клиповой манере. История Алика Радуги, которому волшебная Сирена подарила способность лучше всех прыгать в высоту в обмен на условие всегда говорить только правду, запомнилась не только сюжетом, но и песнями.

«Выше Радуги», Одесская к/с, 1986, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Над ролью Алика Радуги работало сразу трое — молодой актёр Дмитрий Марьянов, озвучивающий его Дмитрий Харатьян и поющий за него Владимир Пресняков-мл. Популярность молодого певца началась именно с этого фильма и песни «Зурбаган», которая до сих пор считается его визитной карточкой. Дмитрий Марьянов был утвержден на роль благодаря своему увлечению входящем в моду брейк-дансом — режиссер планировал танцевальные номера в этом стиле и ему была нужна хореографическая подготовка. Тренировал Марьянова Владимир Пресняков, который горячо разделял это увлечение.

«Выше Радуги», Одесская к/с, 1986, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Песню «Стеклянный мир» Михаил Боярский исполнил вместе с Викой Врадий, которая в будущем стала звездой украинской рок-сцены. В эпизоде фильма снялась еще одна будущая известная певица — Наталья Ветлицкая, правда, музыкальных номеров ей не досталось.

Все песни из фильма стали хитами сразу после премьеры, а песни «Робинзон» и «Белая дверь» — были названы лучшими песнями 1986 года в СССР. Композитор Юрий Чернавский занял вторую строчку в рейтинге лучших советских композиторов уступив только Раймонду Паулсу.

«Куда он денется!»

Музыкальная комедия снята на музыкальну же тему — на конкурс эстрадных исполнителей в Москву приезжает коллектив художественной самодеятельности из карпатского села. Но, как ни странно, основные события закручиваются не вокруг конкурсной борьбы, а вокруг… трактора. Однако, не без песен и танцев!

«Куда он денется!», Одесская к/с, 1981, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Для музыкально-танцевальных номеров режиссер пригласил сразу два профессиональных ансамбля — ВИА «Фестиваль», которым руководил композитор Максим Дунаевский, и хореографический коллектив «Сувенир». Сыграл одну из главных ролей и исполнил все мужские партии Михаил Боярский, с которым, как и с Дунаевским, после выхода «мушкетеров» режиссер сотрудничал почти на постоянной основе. Женский голос, звучащий с ним в дуэте на песнях «Городские цветы», Всё пройдет" и «Остановись!» — это Людмила Ларина, которая пела в предыдущем фильме Юнгвальд-Хилькевича «Ах, водевиль, водевиль…» А вот за Ксению и Полину Кутепову поет дочь Жанны Рождественской Ольга.

«Куда он денется!», Одесская к/с, 1981, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Для фильма была написана песня «Листья жгут», но по сюжету была зима и песня не подошла по смыслу. Приехавшему на съемки Михаилу Боярскому она так понравилась, что он попросил ее себе в репертуар…

Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Георгий Юнгвальд-Хилькевич