Раба любви

Прототипы героев фильма «Раба любви»

8 августа 2017

Сначала фильм под названием «Нечаянные радости» снимал начинающий режиссёр Рустам Хамдамов. Фильм задумывался как ретро-комедия, но Рустам Хамдамов решил снимать исторический детектив с налётом мистики и пошёл на нетривиальный ход: заготовил два варианта сценария: один — авторства Андрея Кончаловского, для начальства, второй — свой, для работы. Когда руководство «Мосфильма» это обнаружило, режиссёр безуспешно попытался отстоять свое видение, но в результате был отстранён от работы. Сценарист Андрей Кончаловский предложил встать за режиссёрский пульт своему брату Никите Михалкову. С новым режиссёром фильм снова поменял жанр, став драмой о судьбах русской интеллигенции в эпоху перемен.

«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков

Став режиссёром, Никита Михалков для начала поменял название, превратив «Нечаянные радости» в «Рабу любви», и переписал сценарий. Из фильма убрали героев Татьяны Самойловой и Олега Янковского, остальные актёры в знак солидарности покинули проект сами. Новый режиссёр ввёл в сюжет других персонажей и пригласил на съёмки уже знакомых ему актёров: Александра Калягина, Олега Басилашвили, Юрия Богатырева и Евгения Стеблова. От прежнего хамдамовского фильма осталась только Елена Соловей. Актриса сначала была до слёз расстроена тем, как видит её героиню новый режиссёр, и только с годами поняла, что именно такой она и должна была быть… Роль в фильме «Раба любви» стала визитной карточкой актрисы на долгие годы.

«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков

По идеологическим соображениям был переозвучен финал фильма. Изначально её героиня Вознесенская говорила догонявшим её казакам: «Господа, я не с ними, я с вами…», но руководство потребовало убрать такую двусмысленность. Тогда Вознесенская сказала фразу, которая стала крылатой: «Господа, вы звери…». Кстати, в первой версии сценария героиня взрывалась вместе с трамваем, который уносил её от преследователей.

Прототипы героев

Ольга Вознесенская — Вера Холодная (Елена Соловей)

«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков

Вера Холодная была одной из первых звёзд русского кино и первой светской львицей. Однажды молодую девушку заметил Александр Вертинский и привёл на кинофабрику. После эпизодической роли в «Анне Карениной» 1914 года она стала постоянной гостьей богемного клуба, где познакомилась с режиссёром Евгением Бауэром. Он снял её в семи фильмах подряд, каждый из которых вызывал бурную реакцию у критики — мнения по поводу таланта Холодной были прямо противоположными. Однако, публика была ей одержима, а в её окружении были высшие чины, тайные агенты и иностранцы, что давало богатую пищу для сплетен.

Слава была оглушительной, но недолгой — прима немого кино умерла в 25 лет. По официальной версии от гриппа, по неофициальной от отравления. До наших дней дошло 8 фильмов с её участием и посвящённый ей романс Александра Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Её мужем был Владимир Холодный — один из первых российских автогонщиков и издатель первой в России спортивной газеты «Ауто». В фильме «Раба любви» черты Владимира Холодного придали возлюбленному Ольги Вознесенской — оператору Виктору Потоцкому в исполнении Родиона Нахапетова.

Алексей Канин — Витольд Полонский (Евгений Стеблов)

«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков

Первый герой-любовник немого кино до 1916 года играл в Малом драматическом театре и продолжал бы успешную карьеру, если бы не получил роль Андрея Болконского в фильме «Наташа Ростова». Благодаря эффектной внешности и театральному драматизму его Болконский получился настолько ярким, что в течение следующего года Полонский был нарасхват: он снялся в пяти фильмах, и на театр времени уже не хватало. Критика писала, что любой фильм можно «подсластить душкой Полонским».
Он переиграл почти всех великосветских героев-любовников, но после революции типаж аристократического ловеласа начал выходить из моды, и Полонский подписал контракт с Голливудом. Планам не суждено было сбыться — актёр умер от отравления незадолго до выезда в США.

Перед съёмками Никита Михалков и Евгений Стеблов пересматривали старые пленки с Полонским, чтобы перенять его манеры. Но в «Рабе любви» актёр немого кино должен был не просто красиво двигаться, но и что-то говорить. Стеблов решил, что у его героя будет высокий противный голос, что подчеркнет драму, которая случилась со многими актёрами с появлением звукового кино…

Савва Южаков — Александр Ханжонков (Олег Басилашвили)

«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков

Один из первых бизнесменов от кино, режиссёр, сценарист и продюсер, создал свою первую кинокомпанию ещё в 1906 году. Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков» занимался прокатом зарубежных лент, съёмкой отечественных фильмов и продажей кинооборудования. Спустя несколько лет он собрал на киностудии постоянную режиссёрскую и актёрскую группу, и выпущенные ими фильмы исчислялись сотнями. Студия Ханжонкова выпустила первый российский полнометражный фильм и первый в мире кукольный мультфильм. С ним сотрудничали лучшие актёры и актрисы немого кино, среди которых были Вера Холодная и Витольд Полонский. Во время революции 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей кинокомпании уехал в Крым, где организовал будущую Ялтинскую киностудию.

В фильме «Раба любви» трогательно-комичного кинодельца сыграл Олег Басилашвили. По сохранившимся воспоминаниям одной из актрис немого кино, в жизни Ханжонков был задумчиво-рассеян и не походил на ловкого коммерсанта.

Михалков

Никита Михалков

Андрей Кончаловский

Андрей Кончаловский

Елена Соловей

Елена Соловей

Евгений Стеблов

Евгений Стеблов

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили