5 ярких кинообразов Николая Ерёменко

14 февраля

К 70-летию со дня рождения актёра!

После первых ролей за Николаем Ерёменко закрепилась слава героя-любовника советского кино, и какое-то время режиссёры видели в нём исключительно романтика. Сам же актёр стремился к совсем другим ролям, поэтому был счастлив сыграть Деда из боевика «Пираты XX века»…

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬКрасное и чёрное»)

Спектакль «Красное и чёрное» по роману Стендаля был дипломной работой Николая Ерёменко, Натальи Бондарчук и Натальи Белохвостиковой. Режиссёр Сергей Герасимов, который ставил спектакль своим ученикам, был впечатлён увиденным и решил снять экранизацию с участием тех же актёров. И на сцене, и в фильме у Николая Ерёменко была главная роль честолюбивого Жюльена Сореля, а обе Натальи играли его возлюбленных. Актёр вспоминал, что когда Герасимов предложил ему играть Жюльена Сореля в спектакле — он был обескуражен и не представлял себя в этой роли: «Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он!»… Фильм «Красное и чёрное» был третьей совместной работой Герасимова и Ерёменко — режиссёр ценил своего ученика и снял с его участием шесть фильмов.

Жюльен Сорель стал первой большой ролью Николая Ерёменко и моментально принес ему популярность. После премьеры о нём заговорили, как о новой кинозвезде и главном романтическом герое советского кино. Вокруг молодого актёра началось бесконечное кружение поклонниц — они караулили его в подъезде, преследовали, присылали любовные письма и даже грозились покончить с собой, если их чувства останутся без ответа…

СЭМ ПЭНТИ31 июня»)
Музыкальная сказка вышла через два года после «Красного и чёрного» и закрепила за Ерёменко амплуа героя-любовника. Режиссёр Леонид Квинихидзе был фанатом балета и хотел сделать танцевальную историю с участием балетных артистов. Эта идея принесла ему много проблем — после того как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и жена самого режиссёра Наталья Макарова отказались возвращаться в СССР с западных гастролей, балетные считались людьми неблагонадёжными… Режиссёру пришлось отстаивать свою идею и каждого кандидата буквально с боем. С Ерёменко никаких проблем не было — он не имел отношения к балету и считался одним из главных красавцев того времени, а именно такой герой и нужен был в фильме.

Актёра долго уговаривали согласиться на роль художника Сэма, но тот знал, что получил приглашение только из-за внешности, а кроме того очень боялся, что его заставят петь. Танцевать он тоже не хотел, но мысль о вокале актёра просто вгоняла в панику. Ему пообещали, что Сэм петь не будет, максимум — слегка пританцовывать. На таких условиях Ерёменко согласился, но решил больше не сниматься в подобных романтичных историях.

МЕХАНИК СЕРГЕЙПираты Х Х века»)
Николай Ерёменко просто горел желанием сниматься в первом советском боевике! Режиссёр Борис Дуров хотел взять на роль механика Сергея литовского актёра Костаса Марининаса, но Ерёменко убеждал его, что тут нужна не столько актёрская, сколько спортивная работа, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы… Почти все трюки на съёмочной площадке Ерёменко исполнял сам и потом признавался, что полученные травмы сказывались ещё долго. Он привел на пробы своего друга и сокурсника по ВГИКу Талгата Нигматулина, который был чемпионом Узбекистана по каратэ, и для которого «Пираты Х Х века» стали звёздным часом.

Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов СССР. Фильм стал абсолютным чемпионом советского проката — только за первый год его посмотрели 90 млн человек, а в школах и дворах дети повально играли в «пиратов». Читатели журнала «Советский экран» назвали Николая Ерёменко лучшим актёром года, а вот официальных наград у невероятно популярного фильма не было. Единственный приз — почётный диплом на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе…

ГРАФ АЛЕКСЕЙ ОРЛОВЦарская охота»)
В исторической драме Виталия Мельникова актёр сыграл реально существовавшего персонажа — графа Алексея Орлова. Он был сторонником императрицы Екатерины II — участвовал в организации дворцового переворота, чтобы привести её к власти, и поймал претендовавшую на трон авантюристку княжну Тараканову. Граф Орлов был главным героем «Царской охоты», и Николай Ерёменко играл сильного человека со сложным характером, которому постоянно приходилось выбирать что принести в жертву. Последней жертвой графа стала полюбившая его княжна Тараканова. Актёр, у которого была очень непростая личная жизнь, любил эту роль, он понимал героя и сочувствовал ему…


«Царскую охоту» не оценили критики, разгромив фильм за художественные просчёты и отступления от исторической правды. Все лавры достались Светлане Крючковой — на двух кинофестивалях она взяла призы за лучшую женскую роль второго плана и получила премию от киностудии «Ленфильм». Сама же актриса с сожалением говорила, что граф Орлов — самая недооценённая роль Николая Ерёменко.

ВЛАДИМИР ЕРОХИНЯ объявляю вам войну»)
В 90-х годах Николай Ерёменко, который уже давно воспринимался не как романтик, а как супермен нашего кино, был востребован в боевиках. У него была хорошая физическая форма, навыки рукопашного боя и умение покорять женские сердца — всё, что было самым востребованным в кино того времени. В боевике «Я объявляю вам войну» актёр играл отслужившего в горячих точках офицера Ерохина, который после демобилизации обнаружил, что его город погряз в бандитизме и коррупции.

Среди боевиков 90-х снятый опытным режиссёром и по хорошему сценарию «Я объявляю вам войну» смотрелся выигрышно. В этом фильме было всего два известных актёра Николай Ерёменко и Геннадий Сайфулин, и именно благодаря им фильм стал не просто боевиком, а ещё и неплохой криминальной драмой с благородной романтической линией и хеппи-эндом.

Николай Ерёменко мл.

Николай Ерёменко-мл.