5 ярких кинообразов Вячеслава Тихонова

8 февраля 2018

Ко дню рождения любимого актёра!

Когда-то он работал токарем на военном заводе и учился в Автомеханическом институте, но следуя мечте стать актёром бросил всё и уехал поступать во ВГИК. На экзамене он провалился, но один из преподавателей поверил в талант красивого молодого человека и дал ему шанс. И этот шанс актёр не упустил! Спустя годы его имя стало знакомо каждому зрителю… Он сыграл около семидесяти разных героев, но некоторые из них стали самыми главными и для самого актёра, и для зрителей.

«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова


Тракторист Матвей Морозов («Дело было в Пенькове»)

Деревенская история о трактористе Матвее Морозове, который попал в тюрьму из-за трёх женщин — жены, влюблённой в него девушки и местной самогонщицы, стала для Вячеслава Тихонова поворотной. Актёра тогда режиссёры не баловали предложениями. После дебюта в драме «Молодая гвардия» ему долгое время не давали хороших ролей.

«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий

Матвея Морозова актёр очень хотел сыграть! Он понимал этого героя — он сам был родом из маленького города, из простой рабочей семьи, работал токарем на оборонном заводе. Но на роль уже был утверждён Сергей Гурзо, и режиссёр Станислав Ростоцкий очень долго пробивал кандидатуру Тихонова в худсовете. Против него были и автор повести, по которой был написан сценарий, и руководство киностудии им. Горького. Никто не верил, что человек с аристократической внешностью сможет сыграть простого тракториста, а в паре со Светланой Дружининой они смотрелись не как жители деревни Пеньково, а как герои модных журналов.
Убедить худсовет Ростоцкому удалось уже после начала съёмок. Тихонова утвердили, а вот его дружбе с Сергеем Гурзо пришёл конец… Зато с фильма «Дело было в Пенькове» началась многолетняя творческая и мужская дружба с режиссёром Станиславом Ростоцким.

Солдат Николай Стрельцов («Они сражались за Родину»)

Режиссёр Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов уже работали вместе — актёр играл Андрея Болконского в эпопее «Война и мир». Работой оба остались недовольны, но Бондарчук всё равно позвал актёра на роль в драме «Они сражались за родину».
Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны — в Волгоградской области. Режиссёр выкупил деревню, чтобы сжечь её вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съёмочную группу и актёров рыть окопы…

«Они сражались за Родину», к/с «Мосфильм», 1975, реж. С. Бондарчук, В. Досталь

Вячеслав Тихонов играл простого солдата, оглохшего после контузии, но всё равно вставшего в строй. Для того, чтобы вжиться в образ, актёр начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причём, не только на съёмочной площадке… На съёмках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел. Режиссёр хотел добиться еле заметной нервной дрожи героя, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из всех холотых орудий. Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалёнными углями. От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, а стоящий в эпицентре Тихонов чуть было на самом деле не оглох. Сцена получилась одной из самых сильных в фильме, а роль солдата Стрельцова потом назвали «второе небо Аустерлица».

Школьный учитель Илья Семёнович («Доживём до понедельника»)

Когда Станислав Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль переживающего кризис учителя, то эффектная внешность актёра опять стала проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого актёра. Он представлял, что героя сыграет кто-то из «старой школы» типа Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина. Не хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После роли Андрея Болконского актёр чуть было не разочаровался в профессии — настолько себе не понравился на экране, поэтому к выбору ролей относился болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актёра их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему актёру с десяток лет.

«Доживём до понедельника», к/с им. М. Горького, 1968, реж. С. Ростоцкий

Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало «Доживём до понедельника» слишком острым и опасным и отправило письмо в Минкульт. Пока письмо получали и рассматривали — Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учёта мнения Минкульта. «Доживём до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», а учитель истории Илья Мельников долгие годы был образцом советского педагога. Сам же Тихонов почувствовал, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы…


Макс Отто фон Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»)

До сих пор первая ассоциация с именем Вячеслава Тихонова — Штирлиц. «Звёздная» роль не испортила его последующую карьеру, как это часто бывает, но Штирлиц преследовал актёра всю жизнь! Ни одно интервью не обходилось без вопросов о разведчике, и Вячеслав Тихонов каждый раз говорил, что роль хорошая, но он — не Штирлиц, о герое не думает, анекдоты о нём не любит и вообще «давайте поговорим о других работах»…

На главную роль были другие претенденты, которые нравились режиссёру Татьяне Лиозновой больше, чем Тихонов. Фаворитом был Арчил Гомиашвили. Пробовались так же Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. В отличие от Тихонова. Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Только пообщавшись с актёром, она поняла, что лучшего кандидата не будет. Тем более, что у Тихонова уже был подобный герой — в фильме «Жажда» он играл разведчика, заброшенного в немецкий тыл.

«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова

Такого успеха Вячеславу Тихонову не принесла ни одна роль — он сразу стал кумиром нескольких поколений. Во время показа сериала пустели улицы, а потом во дворах дети играли в Штирлица и Мюллера. В интервью актёр говорил, что вся съёмочная группа знала, что сняли хорошее кино, но никто не предполагал, что будет такой многолетний триумф!


Писатель Иван Иванович («Белый Бим Чёрное ухо»)

Над экранизацией повести Гавриила Троепольского рыдала половина СССР! Фильм о собачьей верности снимал Станислав Ростоцкий, и никого, кроме своего друга Вячеслава Тихонова, в главной роли не видел. Тихонов к тому времени устал от шлейфа Штирлица и с радостью согласился сыграть скромного писателя, который любил неторопливые прогулки, охоту и свою «неправильную» собаку… Хотя сложно сказать, у кого роль в фильме была главнее — у Вячеслава Тихонова или английского сеттера Степана, сыгравшего шотландского сеттера Бима

С подбором собаки пришлось помучиться — одни были неподходящего окраса, другие вели себя как попало. Потом кинолог нашёл Степу, от которого режиссёр пришёл в восторг: «Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий!». Вячеслав Тихонов и Степан стали настоящими друзьями, и когда надо было снять радостную встречу собаки с хозяином — их просто разлучали на пару дней. Оба искренне радовались друг другу и сцены снимали без репетиций и дублей…

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

Степан за роль Бима получил огромную зрительскую любовь и ввёл моду на сеттеров, а Вячеславу Тихонову и Станиславу Ростоцкому вручили Ленинскую премию. Фильм был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран» и поехал на «Оскар» — бороться за победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Статуэтку «Белый Бим Чёрное ухо» не выиграл, но на показах зал аплодировал фильму стоя.