6 ярких ролей Ирины Муравьёвой

8 февраля

Сегодня исполнилось 75 лет актрисе Ирине Муравьёвой!

Она родилась в семье военного и воспитывалась в строгости, поэтому идею стать актрисой родители не поддержали и настаивали на педагогическом образовании. Профессия учителя ей нравилась, особенно учителя младших классов, но сцена манила сильнее. Она подала документы во все театральные вузы Москвы, но везде получила отказ — её внешность не попадала ни под один типаж, а сама девушка была очень скромной и серьёзной. В Щукинском училище Ирине Муравьёвой прямо посоветовали не возвращаться и выбрать себе другое занятие, но она проработала год в библиотеке, а потом сделала вторую попытку. И снова безуспешно! Принять её была готова только студия при Центральном Детском театре, куда брали только москвичей, но давали не высшее, а специальное образование. Она воспользовалась шансом, а спустя семь лет поступила на заочное отделение ГИТИСа — у неё уже были роли в кино, и никто не мог сказать, что она «неформат».

«Разные люди», Гостелерадио СССР, 1973, реж. Г. Павлов

В студии она стала не просто студенткой, но и настоящей актрисой — её быстро взяли в труппу ЦДТ. На репетициях она познакомилась с режиссёром Леонидом Эйдлиным, который стал её единственной любовью — они поженились и прожили душа в душу 40 с лишним лет, воспитав двоих сыновей. Семья для актрисы всегда была на первом месте, она легко отказывалась от интересных предложений, если работа могла помешать семейным планам. И очень удивлялась, что её — постоянно сомневающуюся в себе тихую москвичку-домоседку — часто звали на роли напористых, пробивных и шумных провинциалок. Она неоднократно говорила, что совсем не похожа на бойких героинь и себе в этих ролях не нравится, но играла их так, чтобы зрители не сомневались, что Людмила ещё встретит своего генерала, а Нина обязательно станет актрисой…

Сюзанна Бриггс

Чисто английское убийство»)

«Чисто английское убийство», к/с «Мосфильм», 1974, реж. С. Самсонов
Принято считать, что расчётливая Сюзанна в детективе по роману Сирила Хэйра была дебютной ролью актрисы, хотя до этого у неё уже было несколько небольших работ, просто фильмы не получили популярности.
Режиссёр Самсон Самсонов увидел Ирину Муравьёву на сцене ЦДТ и потом отстоял её кандидатуру перед худсоветом, который не верил, что она сможет сыграть циничную молодую англичанку. Тем более, что остальные женские роли играли прибалтийские актрисы с холодной «английской» красотой. Режиссёр же настаивал, что Муравьёва — то, что нужно для героини с обманчивой внешностью. Сюзанна стала её первым актёрским успехом, но озвучивала героиню более опытная актриса Алла Будницкая.

Людмила

Москва слезам не верит»)

«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
Сценарист фильма Валентин Черных рассказывал, что у героини Ирины Муравьёвой был прототип — знакомая домработница выдавала хозяина квартиры за своего дядю и встречалась со спортсменом.
По сценарию Людмила первой красавицей общежития, и худсовет рекомендовал режиссёру Владимиру Меньшову попробовать на эту роль Жанну Болотову, Людмилу Савельеву или Валентину Титову. Ни одну из этих актрис он не видел в образе шустрой провинциалки и хотел снять Анастасию Вертинскую или Светлану Крючкову, но обе отказались. Ирину Муравьеву он увидел на сцене театра им. Моссовета и сразу позвал на пробы — худсовету она не понравилась, но режиссёр отстоял ее кандидатуру.
Посмотрев на свою Людмилу в готовом варианте фильма, Ирина Муравьёва почти рыдала: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Всё, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Однако именно эта героиня принесла актрисе любовь зрителей и востребованность у режиссёров.

Нина Соломатина

Карнавал»)

«Карнавал», к/с им. М. Горького, 1981, реж. Т. Лиознова
С Ириной Муравьевой режиссёр Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и видела в этой роли только её. Актриса согласилась, хотя от предложения была не в восторге — во-первых, по сценарию героине было 18 лет, а Муравьёвой уже исполнилось 32, во-вторых, не хотела опять играть провинциалку.
Для съёмок актрисе пришлось активно худеть, чтобы влезть в школьную форму, и учиться кататься на роликовых коньках. Поначалу давалось ей это с трудом, часть настоящих синяков и ссадин закрывали толстым слоем грима, но ежедневные тренировки привели к тому, что Лиознова даже просила кататься похуже… Эту роль Ирина Муравьёва так и не полюбила — считала, что выглядела на экране нелепо.

Надя Клюева

Самая обаятельная и привлекательная»)

«Самая обаятельная и привлекательная», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Бежанов
От съёмок в этом фильме актриса долго отказывалась: ей не нравился сценарий, не нравилось конструкторское бюро, а больше всего не нравилась роль очередной дурнушки. Режиссер Геральд Бежанов караулил её у театра, упрашивал её мужа повлиять на решение, и в конце концов вдвоём они уговорили актрису. Бежанов с удовольствием вспоминал совместную работу — она была пунктуальна, всегда знала текст и точно выполняла режиссёрские указания.
Потом Муравьёва признавалась, что сначала ей было стыдно за свою героиню, а спустя годы она увидела комедию по телевизору, пересмотрела и получила огромное удовольствие.

Галина Кадетова

Артистка из Грибова»)

«Артистка из Грибова», к/с «Мосфильм», 1988, реж. Л. Квинихидзе
Этот фильм считается негласным продолжением истории, начатой в «Карнавале». Главная героиня когда-то приехала в Москву, чтобы стать актрисой, и её мечта осуществилась. Правда громкая слава обошла Галину стороной — была одна громкая роль, а потом про неё забыли… Она играет в детском театре, принимает участие в радиопостановках и в какой-то момент бросает всё и уезжает домой — в маленький город Грибов.
Ирина Муравьёва с трепетом играла эту героиню, потому что прекрасно её понимала. Она сама когда-то боялась остаться на вторых ролях, а потом — забвения после громкого успеха, и в этом фильме актриса смогла проиграть свои страхи.

Евгения

(«Эта женщина в окне»)

«Эта женщина в окне», к/с «Слово», 1993, реж. Л. Эйдлин
Эта камерная мелодрама не стала настолько знаменитой, как предыдущие фильмы с участием актрисы, но Ирине Муравьёвой она была особенно близка. Во-первых, режиссёром стал её муж Леонид Эйдлин, во-вторых, сценарий написал сценарист фильма «Москва слезам не верит» Валентин Черных, в-третьих, это была история тихой интеллигентной женщины «уходящей эпохи»…
В фильме актриса исполнила романс Булата Окуджавы и Исаака Шварца «Эта женщина в окне», который потом пела на творческих вечерах.