Каникулы Петрова и Васечкина

История создания фильмов о Петрове и Васечкине

4 мая 2018

Режиссёр Владимир Алеников придумал Васю Петрова и Петю Васечкина ещё в 70-х годах, когда писал сценарии к киножурналу «Ералаш». Васечкина Алеников списал с себя — ему было очень скучно учиться и поэтому он развлекал себя в школе как мог, а прототипом Петрова стал его друг детства Пётр Брандт — будущий петербургский поэт. Они появлялись в разных сюжетах и сначала не были похожи на хорошо известных киногероев. Знакомые зрителям черты они обрели в 1982 году, когда Одесская киностудия предложила режиссёру написать сценарий для детского фильма, который так и назвали — «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Для того, чтобы облегчить задачу ассистентам, которые искали актёров, режиссёр нарисовал своих героев на бумажке — упитанного Петрова и пронырливого Васечкина. На пробах отсмотрели около пяти тысяч мальчиков, нескольких отобрали, но все было не то… Тогда хореограф Владислав Дружинин предложил режиссёру попробовать его сына Егора, и они поехали в летний лагерь театрального сообщества, где в тот момент отдыхал мальчик. 11-летний Егор с большим интересом выслушал режиссёра, а потом спросил: «А Петрова вы уже нашли?». Узнав, что однозначной кандидатуры нет, сорвался с места и через пять минут вернулся со своим другом Димой Барковым. Режиссёр увидел их в паре и понял, что Васечкин с Петровым наконец найдены и можно вылетать в Одессу на съёмки.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

У Петрова и Васечкина была «дама сердца» Маша Старцева, которую тоже искали довольно долго. В результате осталось две кандидатуры — Инга Ильм и Настя Уланова. Режиссёр никак не мог сделать выбор и обратился к Дружинину и Баркову за помощью. Мальчики однозначно выбрали очень серьёзную на вид Ингу, от которой были в восторге с самого начала, а Настя Уланова позже снялась в фильме «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» в роли командира отряда Анки.
Маша Старцева стала одной из самых любимых героинь детского кино — по популярности с ней могла соперничать только Алиса Селезнёва из фильма «Гостья из будущего»!

С Егором Дружиным возникла лёгкая неувязка — мальчик сильно шепелявил, поэтому его пришлось переозвучивать. В первом фильме за него говорил и пел будущий солист группы «Иванушки International» Игорь Сорин. Ко второму фильму Дружинин поставил речь и переозвучка уже не понадобилась, а пел за него в «Каникулах…» уже Костя Гаврилов. За прочих героев в продолжении истории Петрова и Васечкина пели снимавшиеся в фильме Лена Делибаш, Маша Бутова, Алёша Новиков и другие.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Продолжение истории про Петрова и Васечкина режиссёр вообще не планировал, но обстоятельства повернулись неожиданным образом. Директор кинокомпании сообщил режиссёру, что премьеру фильма «Приключения Петрова и Васечкина…» они откладывают на неопределённый срок, а пока фильм лежит на полке — неплохо было бы снять продолжение. Режиссёр пытался протестовать, но ему поставили ультиматум — или продолжение, или первую часть на экраны не выпустят никогда. «Каникулы Петрова и Васечкина…» решили сделать музыкально-танцевальным фильмом, а сценарий летней истории режиссёр с оператором придумали за два часа.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Из исполнителей главных ролей получилась настоящая банда, которая была гораздо хулиганистее своих киногероев, причём серьёзная девочка Инга не отставала от мальчишек. Оба фильма снимались в обстановке, приближенной к боевой! Заселившись в гостиницу, троица решила проверить исправность коридорного огнетушителя и залила пеной весь этаж. Потом ночью юные актёры сбежали из гостиницы погулять, разбили каштаном уличный фонарь, а от охраны спрятались на крыше автобуса киногруппы… Обмазывались бутафорской «кровью» и ложились посреди улицы… Стащили у пиротехников дымовую шашку и запалили её в раздевалке городского пляжа…

И таким историям не было конца. Интересно, что режиссёр только делал вид, что сердился, а на самом деле был только рад, что у него снимается такая сплочённая и сообразительная команда. Разозлился он только когда Инга потеряла настоящую медаль «За спасение утопающих», которую ради съёмок одолжили у владельца.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

События «Каникул Петрова и Васечкина…» происходили в Грузии, но ехать туда было долго и дорого, поэтому снимали в Молдавии. Для съёмок «грузинских» эпизодов были приглашены Софико Чиаурели, Ираклий Учанейшвили и Тамуна Беридзе, которые дополнили колорит настолько, что потом грузины «узнавали» в фильме знакомые места.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Когда режиссёр понёс на киностудию снятое продолжение — стало понятно, что оно может разделить судьбу первого фильма… Алеников выслушал о себе много неприятного, а фильм раскритиковали за «непионерское поведение героев», потребовали переснять, доснять и вырезать массу эпизодов. Например, ему запретили использовать слово «советскую» в диалоге: «Ты за Солнце или за Луну? — За Луну! — Молодец! За Луну — за советскую страну!», поэтому на монтаже режиссёр прикрыл запретное слово звонком на урок. Худсовет раздражали и сами пионеры-шалопаи, «и не пионерская» музыка с хореографией. Отчаявшийся Алеников лично пригласил на киностудию жену Юрия Андропова и оповестил об этом руководство. На следующий день Аленикову сообщили, что «Приключения…» и «Каникулы…» поставили в эфир!

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Жизнь у юных актёров сложилась по-разному, но мало для кого кино стало профессией. Егор Дружинин продолжил династию и стал известным хореографом. Дмитрий Барков закончил экономический факультет ЛГИТМиКа, сыграл несколько эпизодических ролей в криминальных сериалах и работает преподавателем в детской киношколе, Инга Ильм после окончания Школы-студии МХАТ уехала в Америку, по возвращении играла в театре, была телеведущей, а потом занялась литературной и издательской деятельностью.

Лена Делибаш (Оля Добкина) стала журналистом, а её киноподруга Саша Камона (Оля Бобкина) работает стилистом в Стокгольме. Стилистом работала и Настя Уланова (Анка), а сейчас руководит креативным агентством, Тамуна Беридзе (Манана) стала известной грузинской певицей, Гоги Замбахидзе (Артём) живёт в Тбилиси и занимается недвижимостью. Боря Яновский (Антон) стал режиссёром документального кино, Наташа Казакевич (Даша) работает руководителем отдела в крупной торговой компании, Филипп Алеников (Филипп) — сын режиссёра, уехал в Америку и стал сценаристом. Саша Варакин (хулиган Гусь) — состоял в криминальной группировке, в 2002 году умер от передозировки наркотиков.

В 2000-х у режиссёра Владимира Аленикова, который к тому времени уже работал в Голливуде, возникла идея снят продолжение истории, но уже со взрослыми героями. По задумке Петров стал учителем, Васечкин — известным журналистом, а Маша — дизайнером. Машу похитил влюблённый в неё олигарх, которым оказался повзрослевший хулиган Гусь, и она отправляет друзьям детства просьбу о помощи… Идея не нашла отклика инвесторов и так и осталась в планах.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», Одесская к/с, 1984, реж. В. Алеников

Владимир Алеников

Владимир Алеников

Егор Дружинин

Егор Дружинин

Дмитрий Барков

Дмитрий Барков

Инга Ильм

Инга Ильм

Софико Чиаурели

Софико Чиаурели

Алексей Горбунов

Алексей Горбунов

Татьяна Божок

Татьяна Божок

Александр Леньков

Александр Леньков