Судьба актрисы: Элина Быстрицкая

4 апреля 2018

Одна из самых красивых актрис советского кино родилась в Киеве. Девочку назвали Эллиной в честь героини из пьесы «Игра жизни», но при получении паспорта одна буква потерялась. Её родители были связаны с медициной, и уже в 14 лет она работала во фронтовом госпитале и училась на курсах медсестёр. После войны окончила акушерско-фельдшерскую школу, но отец настоял на карьере педагога, и она поступила в пединститут… Там девушка организовала танцевальный коллектив, который победил в конкурсе самодеятельности. Быстрицкую, как руководителя, наградили путёвкой в дом отдыха работников искусств. Одна актриса из отдыхающих убедила Быстрицкую поступать в театральный.

www.maly.ru

В театральном институте им. Карпенко-Карого у неё не сложились отношения с однокурсниками. Она была талантлива и красива, но в силу строгого воспитания и бескомпромиссного характера мало с кем общалась и не участвовала в общем веселье, что воспринималось как заносчивость и снобизм. На неё писали выдуманные жалобы и старались сделать всё возможное, чтобы она вылетела из института. Но девушка отлично училась и нравилась преподавательскому составу, так что кляузы были бесполезны — учителя встали на её защиту.

«Русский сувенир», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Александров

Ещё студенткой Элина Быстрицкая познакомилась с актёром театра Леси Украинки Кириллом Лавровым. Между ними завязался роман, и они решили пожениться сразу после её окончания института — свадьба была назначена на лето 1953-года. Но однажды Лавров уезжал по делам, и Быстрицкая без предупреждения решила проводить его на вокзале. Там она увидела, что молодого человека провожает другая девушка. Актёры расстались. Кирилл Лавров женился на той девушке, актрисе Валентине Николаевой, а Быстрицкая через много лет вышла замуж за чиновника из министерства торговли.

«Мастер и Маргарита», т/к «Россия», 2005, реж. В. Бортко

После института её направили в херсонский драмтеатр, где актрисе не понравилось отношение режиссёра, и она отказалась там работать. Один из преподавателей помог добиться зачисления в театр им. Моссовета, но дирекцию забросали «анонимками» и театр Быстрицкой отказал. Она уехала работать в драмтеатр Вильнюса, но не оставляла попыток работать Москве — за неё просила даже Фаина Раневская. Удача улыбнулась ей через три года, и Быстрицкая стала актрисой московского театра им. Пушкина.

«Бешеные деньги», ТО «Экран», 1978, реж. Н. Александрович, В. Бейлис, Л. Варпаховский

В кино она начала сниматься в 1950-м году — сыграла небольшую роль врача в фильме «В мирные дни». Её заметили и запомнили — эффектная дебютантка уверенно смотрелась в кадре вместе с Вячеславом Тихоновым, Верой Васильевой и Георгием Юматовым и не потерялась на их фоне. Настоящий успех пришёл к ней после выхода фильма «Неоконченная повесть» — её назвали лучшей актрисой года и включили в состав делегации на Неделю советского кино в Париже, о чём мечтали многие более известные актрисы.

«В мирные дни», Киевская к/с, 1951, реж. В. Браун

В «Неоконченной повести» Элина Быстрицкая снова играла врача. Её «пациентом» стал Сергей Бондарчук — в фильме они играли любовь, а в жизни друг друга терпеть не могли. Конфликт тянулся со времён съёмок в фильме «Тарас Шевченко». Тогда Бондарчук отвесил ей пошлую шутку, а на съёмках «Неоконченной повести» наговорил неприятных вещей. Быстрицкая отказалась с ним появляться в одном кадре, и диалоги с Бондарчуком снимали без его участия.

«Неоконченная повесть», к/с «Ленфильм», 1955, реж. Ф. Эрмлер

Знаковым для актрисы стал 1958 год, когда вышли фильмы «Добровольцы» и «Тихий Дон». Аксинья стала её главной героиней, с которой ассоциировали актрису даже спустя много лет. О том, что режиссёр Сергей Герасимов ищет актёров для «Тихого Дона», Быстрицкая узнала во время поездки во Францию. Она бросила всё и полетела домой, позвонила Герасимову и договорилась о пробах. Аксинью мечтала сыграть казачка Нонна Мордюкова и была уверена, что роль её, тем более как-то режиссёр приходил к ней свататься… Утверждение Быстрицкой стало для неё ударом.

«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов

На роль Аксиньи её взял сам Михаил Шолохов — ему показали фотографии отобранных актрис, и он выбрал Быстрицкую. Перед съёмками Герасимов критически оглядел утверждённых артисток, сказал: ««Посмотрите на себя! Какие вы казачки? Вот у вас, Элина, свежий маникюр…» — и отправил всех «упрощаться» на хутор. Для Быстрицкой у него было специальное задание — набрать килограммы, чтобы выглядеть как статная казачка. Быстрицкая села на диету из сметаны и мёда и набрала 15 килограмм — ради этой роли она была готова на всё.

«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов

Сразу после «Тихого Дона» актриса поняла, что рискует застрять в одном образе, и уговорила режиссёра Юрия Егорова взять в драму комсомольцах 1930-х годов «Добровольцы». Через друзей она познакомилась с ассистенткой режиссёра и передала свою фотографию в образе комсомолки. Свою Лёльку из «Добровольцев» актриса посвятила маме.

«Добровольцы», к/с им. М.Горького, 1958, реж. Ю. Егоров

Она была очень популярной актрисой, но в конце 60-х ушла из кино — её не устраивали роли и режиссёры. Играла в театре, преподавала актёрское мастерство, ездила с концертами, а также возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР. Вновь на экранах она появилась только в 1991 году — сыграла в детективе «Семь дней после убийства». С тех пор у неё было несколько ролей, но более важной для неё оказалась общественная деятельность.


Элина Быстрицкая

Элина Быстрицкая