ДРК 20

История нашего кино: Киностудия «Мосфильм»

14 августа 2020

Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!


Самая большая киностудия СССР появилась после революции. В 1923 году на базе национализированных кинофабрик Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева была основана Первая государственная кинофабрика «Совкино», которая после нескольких переименований и реорганизаций стала знаменитым «Мосфильмом».
Предприятие «А. Ханжонков и Ко» работало с 1906 года, сначала как прокатная компания, поставляющая в кинотеатры новинки немого кино, потом как киноателье с собственным производством. Это была одна из самых мощных московских киностудий, где за тринадцать лет сняли более четырехсот художественных, документальных и мультипликационных лент. Киноателье «И. Ермольев» работало с 1915 года и до начала национализации кинопромышленности успело выпустить около 120 фильмов.

Получив в распоряжение съёмочные павильоны и оборудование их киностудий, Первая государственная кинофабрика сразу приступила к съёмкам патриотического детектива про летчиков «На крыльях ввысь» режиссёра Бориса Михина. Премьера фильма состоялась 30 января 1924 года, и эта дата стала официальным днём рождения киностудии «Мосфильм», которая в тот момент называлась «Совкино».

В те годы на киностудию пришли Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич, Абрам Роом, Лев Кулешов и другие будущие звёзды советской режиссуры. Среди сугубо мужского коллектива студии выделялась Ольга Преображенская — первая советская женщина-режиссёр, снявшая экранизацию романа «Тихий Дон» 1930 года. Сначала время её фамилию в титрах писали «О. Преображенский», так как боялись, что женское имя отпугнёт зрителей — настолько тогда это была экзотика. Среди снятых в первые годы работы были легендарные «Броненосец „Потёмкин“» и «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, которые позже стали учебным материалом режиссёров.

«Бронено́сец „Потёмкин“», Первая киноф-ка «Госкино», 1925, реж. С. Эйзенштейн

Основным зданием кинофабрики был ханжонковский дом на Житной улице. Туда приходили Иосиф Бабель, Аркадий Асеев, Лиля Брик, Виктор Шкловский и другие писатели, художники и просто творческие люди: писали сценарии, рисовали афиши, делали титры… Дом был похож на улей: комнаты в из без того маленьком помещении делились занавесками на отсеки, и в каждом углу шла работа над каким-то фильмом. В год выходило примерно по 20 фильмов, а производство всё нарастало и нарастало. Киностудии требовалось пространство, и было решено построить новый киногород, где хватило бы места всем. За эталон взяли Голливуд, где уже побывали Эйзенштейн, Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ.

www.etoday.ru

В 1927 году в районе нынешних Воробьевых гор, где тогда была подмосковная деревня Потылиха, началось строительство киногорода. Жители деревни разом обрели работу — они помогали на стройке, снимались в эпизодах и вообще оказали неоценимую помощь в становлении студии. Торжественное открытие новой площадки состоялось через четыре года. Тогда это была фабрика «Союзкино», через год она стала «Росфильмом», потом «Союзфильмом», после называлась Московским кинокомбинатом и, наконец, в 1935-м году получила окончательное название — киностудия «Мосфильм».

«Весёлые ребята», к/с «Мосфильм», 1934, реж. Г. Александров

Запуск киногорода совпал с появлением звукового кино. Любивший американские мюзиклы Григорий Александров почти сразу взялся за создание советского мюзикла, и в 1934 году выпустил первую музыкальную комедию «Весёлые ребята». Фильм имел оглушительный успех и у советских зрителей, и за рубежом, где его показывали под названием «Москва смеётся». «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы», «Дети капитана Гранта», «Новый Гулливер», «Пышка», «Подкидыш» — все эти фильмы собирали аншлаги и изредка перемежались менее популярными, но политически правильными лентами вроде «Ленина в Октябре» или «Ленина в 1918 году».

«Трактористы», к/ст. «Мосфильм», 1939, реж. И. Пырьев
На «Мосфильме» заработало и мультипликационное отделение, где в 1937 Александр Птушко снял первый цветной мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Мультфильмы того времени были кукольными, их создание занимало много времени и требовало кропотливой работы. На киностудии это направление не получило развития, а мультипликаторы перешли в созданный как раз в те годы «Союзмультфильм».

«Сказка о рыбаке и рыбке», к/ст. «Мосфильм», 1937, реж. А. Птушко

Через некоторое время после появления звука киногороду потребовалась модернизация, так как в павильонах времён немого кино не было звукоизоляции, зато была ненужная теперь акустика. Перестроить не успели — началась война. Сначала остановили работу над текущими проектами, а потом киностудия была эвакуирована в Алма-Ату. На базе местной киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» создали Центральную объединенную киностудию, которая выпустила порядка 80% всех фильмов военных лет. В Алма-Ате Иван Пырьев закончил работу над комедией «Свинарка и пастух», а Сергей Эйзенштейн снял первую часть исторической драмы «Иван Грозный», снимались боевые листки с участием самых знаменитых актёров тех лет, комедии и патриотические фильмы.

Иван Грозный», к/ст. «Мосфильм», 1944, реж. С. Эйзенштейн
В 1941 году в повторный прокат запустили фильм «Александр Невский», который три года назад принёс режиссёру Сергею Эйзенштейну Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Ещё тогда популярность «Александра Невского» сравнивали с триумфом ленфильмовского «Чапаева», а в Великую Отечественную войну фильм стал значить больше, чем просто историческая драма. В псах-рыцарях угадывалась фашистская армия, а фраза «кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!» — стала всеобщим девизом.

«Александр Невский», к/ст. «Мосфильм», 1937, реж. С. Эйзенштейн, Д. Васильев, Б. Иванов

В 1943 году «Мосфильм» начал возвращаться в киногород, оживали павильоны, начинались съёмки в родных стенах. В 1944 году был снят первый для киностудии цветной фильм «Иван Никулин — русский матрос», а вскоре наступило время «малокартинья» — кино почти перестало финансироваться, а от режиссёров требовали только идеологически правильные и высокохудожественные шедевры. С середины 40-х и до начала 50-х на киностудии выходило в среднем семь фильмов год, но среди них были те, которые положили начало «золотому фонду» — «Кубанские казаки», «Беспокойное хозяйство», «Каменный цветок», «Повесть о настоящем человеке», «Садко». Проходные биографии и патриотические фильмы тоже присутствовали, они снимались по разнарядке и давали возможность студиям не привлекать лишнего внимания властей.

«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев

В 1947 году у «Мосфильма» появилась знаменитая эмблема — скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни. Снимали не настоящую скульптуру, а её небольшую копию, которую Мухина сделала специально для съёмок заставки. Впервые «мосфильмовский» логотип появился перед титрами комедии «Весна».

С 50-х наступило время расцвета студии и киноиндустрии в целом. Именно в этом десятилетии на «Мосфильме» были сняты «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, открывшая зрителям актрису Людмилу Гурченко, «Борис Годунов», «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Отелло», «Высота», «Коммунист», а так же драма «Летят журавли» Михаила Калатозова, которая получила первую и до сих пор единственную нашу «Золотую ветвь» Каннского кинофестиваля. Со смертью Сталина закончилось «малокартинье» — если 1952-м году на киностудии было снято всего шесть фильмов, то на следующий год их было уже семнадцать, а к концу десятилетия выходило около тридцати в год.
«Летят журавли», к/ст. «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Начавшаяся борьба с культом личности добавила сотрудникам киностудии хлопот — снятые в сталинскую эпоху картины вернулись на монтажный стол, так как требовалось вырезать все упоминания вождя. Так, например из комедии «Волга-Волга» вырезали кадры с названием корабля «Иосиф Сталин» и памятником Сталину. Фильмов было много, так как Сталин любил «Мосфильм» и даже приезжал на киностудию лично. В музее до сих пор лежит ковровая дорожка, которую раскатывали к его приезду…

«Волга-Волга», к/ст. «Мосфильм», 1938, реж. Г. Александров

Киностудия тем временем разрослась до гигантских размеров и потребовалось разделение труда: в 1960-м году внутри неё появились творческие объединения, каждое из которых занималось своим направлением: детскими фильмами, художественными, телевизионными, музыкальными и комедийными, работали экспериментальная киностудия, а также подразделения «Время», «Товарищ», «Киноактёр», «Юность» и «Луч».
Интересный факт: в 70−80-х годах «мосфильмовские» специалисты по гриму работали над образами двойников агентов КГБ. Так загримированные под Александра «Трианона» Огородника и Адольфа Толкачёва сотрудники КГБ вышли на связь и задержали работавших в Москве сотрудников ЦРУ.


Вплоть до 90-х «Мосфильм» стабильно пополнял «золотую коллекцию» советского кино. Из десяти самых кассовых фильмов СССР зесь было снято семь: «Бриллиантовая рука», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Экипаж», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Щит и меч», «Новые приключения неуловимых» и легендарная мелодрама «Москва слезам не верит», которая получила премию «Оскар». Награды международных кинофестивалей получали «Война и мир», «Дерсу Узала», «Иваново детство» и другие фильмы киностудии.

www.newstes.ru

На киностудии работали известные режиссёры разных лет — Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Георгий Данелия, Ролан Быков, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Пётр Тодоровский и ещё десятки знаменитых имён. В конце 70-х годов на «Мосфильм» пришёл будущий директор, тогда ещё молодой режиссёр и сценарист Карен Шахназаров. Известность ему принесли фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и «Курьер», который наравне с «Чучелом» и «Плюмбум, или Опасная игра» стал киносимволом 80-х годов… Среди самых популярных перестроечных и постперестроечных фильмов были «Асса», «Жестокий романс», «Интердевочка», «Цареубийца», «Небеса обетованные» и «Виват, гардемарины!».

К началу 90-х годов на «Мосфильме» выходило около сорока фильмов год — это было почти рекордом среди наших киностудий, но кризис коснулся всех. Студия начала пустеть, режиссёры расходились по частным проектам, знаменитым советским актёрам предлагали роли, на которые они соглашались только ради заработка, а на землю киностудии заглядывались бизнесмены и криминальные группировки, что тогда было почти равнозначно. Первые годы «Мосфильм» ещё работал в прежнем темпе, но уже в 1994 году выпустил всего четыре фильма: «Белый праздник», «Страсти по Нерону», «Три сестры» и «Я свободен, я ничей». Все они были совместными проектами с другими киностудиями и телеканалами — эта тенденция появилась ещё в конце 80-х, а к этому моменту была уже необходимостью.

«Я свободен, я ничей», к/ст. «Мосфильм», 1994, реж. В. Пендраковский

Сегодня «Мосфильм» — государственная киностудия-концерн, самая большая в России и одна из крупнейших в Европе. В неё входит из 15 съёмочных павильонов, десятков подразделений, лабораторий, производственных цехов. Помимо собственного производства «Мосфильм» занимается дублированием зарубежного кино и реставрацией старых советских фильмов, предоставляет в аренду помещения, технику и специализированные комплексы — от пиротехнического до автотранспортного. У киностудии есть собственный музей с коллекцией автомобилей, карет, костюмов и декораций, которые можно было видеть в популярных советских фильмах.