«Ёлки 1914» на экране и в истории

13 января 2018

Перед съёмочной группой фильма стояла сложная задача — достоверно передать эпоху столетней давности. К работе над костюмами были привлечены исторические консультанты, изучены фотографии моделей и образцы тканей тех лет. Реквизит арендовали у коллекционеров или на киностудии «Мосфильм», а костюмы пришлось шить на заказ. Так платье героини Евгении Брик было взято из французского журнала мод 1914 года, образ модного героя Ивана Урганта срисован с французского комика Макса Линдера, а у героя Сергея Светлакова были черты Антона Чехова. Но историческая достоверность фильма «Ёлки 1914» была не только в костюмах…

Идея новеллы «Царские ёлки» была взята из реальной истории Российской империи. В 1914 году религиозные и образовательные учреждения объявили новогодние ёлки «вражеской затеей» и стали запрещать ставить их в общественных заведениях и устраивать празднества. Дело в том, что традиция наряжать ёлки пришла из Германии, а с началом Первой мировой войны в стране началась масштабная анти-немецкая кампания. В 1916 году Священный синод запретил установку ёлок по всей стране, но уже через год большевики вновь разрешили украшать новогоднее дерево. Правда ненадолго — в 20-х годах «ёлки» снова попали под запрет…
Роль медсестры Татьяны, которая вдохновила героя на сбор петиций в защиту ёлок, в новелле сыграла Вера Панфилова — дочь известного рок-музыканта Константина Кинчева.

Новелла «Фигуристы» тоже перекликается с реальными событиями. В фильме герои Екатерины Шпицы и Артура Смольянинова готовились к выступлению на Кубке стран Антанты, а в настоящем 1914 году наши фигуристы тренировались для участия в Чемпионате мира по фигурному катанию. Российские фигуристы были среди лучших в мужском и женском соревнованиях, а вот в парном катании места на пьедестале заняли другие страны… Для съёмок сшили костюмы фигуристов по старинным рисункам, коньки тоже были сделаны по образцу начала XX века.
У Екатерины Шпицы уже был богатый опыт катания на коньках, но к старинной модели ей было привыкать тяжелее, чем Артуру Смолянинову, который пару раз посетил каток в детстве. Новелла снималась ночью в Измайловском парке, а частью массовки в исторических костюмах стали приехавшие на съёмки журналисты.

В новелле «Фигуристы» есть эпизод с выступлением модных в начале XX века футуристов, одним из которых был поэт Владимир Маяковский. В кадре виден подвешенный к потолку рояль — это тоже взято из реальности. В начале 1914 года Владимир Маяковский и футуристы приехали в Одессу и устроили целое литературное шоу в Русском театре. Обычно стоящий на сцене рояль поэты прикрутили к потолку, а когда их спрашивали почему они так сделали, отвечали: «Потому что мы на нём сегодня не играем!». При этом на Маяковском была ярко-жёлтая рубашка, а вместо галстука висела морковка. В фильме «Елки 1914» со сцены звучит стихотворение Маяковского «Хвои», которое на самом деле было написано в 1916 году.

Новелла «Медведь» о сумасбродном барине, деревенском парне и дворовом медведе снята по мотивам рассказа Николая Лескова «Зверь». Главной звездой новеллы стал медведь Степан, который с юных лет снимается в кино — первую роль сыграл в «Сибирском цирюльнике», во взрослом возрасте играл в драмах «Царь» и «Край», а всего в его фильмографии более двадцати фильмов. Несмотря на то, что медведь был абсолютно ручной и понятливый — работать с ним было опасно. Степан норовил облизать и обнять актёров не только по сюжету, но и просто по-дружески, а так как весит мишка более 300 килограмм — это могло закончиться травмами. Игравший с ним Антон Богданов снимался в поясе для тяжелоатлетов, чтобы не повредить спину, а Ян Цапник вспоминал, что Степан норовил слизнуть с него бакенбарды и усы.

В новелле «Шаляпин» роль великого оперного певца Фёдора Шаляпина сыграл оперный бас, солист Мариинской оперы и обладатель двух премий «Грэмми» Ильдар Абдразаков. Костюм для героя фильма скопировали с портрета артиста кисти Бориса Кустодиева, а вот трость в руках Абдразакова на самом деле когда-то принадлежала Шаляпину. Несколько лет назад её выкупил на аукционе поклонник певца Михаила Шуфутинского и подарил своему кумиру, который и одолжил реликвию для съёмок. В «Ёлках 1914» Ильдар Абдразаков поет старинный романс «Очи чёрные» и написанную специально для фильма песню на стихи Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре…»


Сергей Светлаков

Сергей Светлаков

Иван Ургант

Иван Ургант

Евгения Брик

Евгения Брик

Константин Хабенский

Константин Хабенский

Артур Смольянинов

Артур Смольянинов

Катерина Шпица

Катерина Шпица

Александр Паль

Александр Паль

Александр Головин

Александр Головин

Ян Цапник

Ян Цапник

Альберт Филозов

Альберт Филозов

Владимир Гостюхин

Владимир Гостюхин

Вера Панфилова

Вера Панфилова

Антон Богданов

Антон Богданов