«Оттепель»: факты о съёмках, героях сериала и их прототипах

2 декабря 2017

Режиссёр Валерий Тодоровский выпустил успешный фильм «Стиляги» о 1950-х годах и задумал снять историю о поколении шестидесятников. Определиться с темой будущего фильма ему неожиданно помог американский продюсер популярного на западе сериала о работе рекламного агентства 60-х. «Я спросил его: „Как ты это придумал?“, — рассказывает Валерий Тодоровский. — На что он ответил: „Мой папа — рекламщик, я с детства был окружен этими людьми, наблюдал за их жизнью. Я знаю кухню этой индустрии“. И тогда я подумал: а ведь у меня папа — киношник. Значит, я могу сделать сериал про кинематографистов…»

Сериал «Оттепель» Валерий Тодоровский посвятил своему отцу — режиссёру Петру Тодоровскому — и его друзьям, с которыми провёл всё детство и хорошо всех знал. Вместе со сценаристами он создал обобщённые портреты тех, кто работал в кино в 60-х годах, но у многих героев были реальные прототипы.

Сериал сняли за три месяца в Минске и Москве. Минск был выбран потому, что в этом городе сохранилось много примет советского времени, тогда как в Москве почти не осталось дворов и улиц, сохранивших атмосферу 60-х. Пара мест для натурных съёмок нашлось на Хитровке, а остальное пришлось выстраивать. Ретро-машины для героев сериала покупали у коллекционеров или брали в аренду, предметы быта покупали на «блошиных рынках» и в антикварных магазинах, костюмы специально шили по выкройкам тех лет или покупали в магазине, который чудом нашёл художник по костюмам, — там продавались американские платья 1960-х годов.

«Оттепель», к/с «Мармот-фильм», 2013, реж. В. Тодоровский

Больше всего костюмов было у Анны Чиповской и Виктории Исаковой — для них создали примерно пятьдесят нарядов со всеми аксессуарами. После съёмок актрисы хотели выкупить платья, но режиссёр не разрешил — уникальные модели могут пригодиться для работы.

«Оттепель», к/с «Мармот-фильм», 2013, реж. В. Тодоровский

Композитором сериала стал Константин Меладзе. Чтобы создать атмосферную музыку, он переслушал массу мелодий 50-х — 60-х годов, которые звучали в итальянских и советских фильмах того времени. Для записи музыки были найдены старые синтезаторы и электроорганы, а современное звучание мелодий специально «портили», чтобы они звучали в стиле 60-х. Так же для сериала Меладзе написал две песни — «Оттепель», которую исполняла сыгравшая роль певицы Паулина Андреева, и «Нет для любви преград», которую спели Виктория Исакова, Анна Чиповская, Константин Меладзе и несколько музыкантов.

Анна Чиповская должна была сниматься в предыдущем фильме Валерия Тодоровского «Стиляги», но в последний момент была утверждена Оксана Акиньшина. Поэтому, когда режиссёр приступил к съёмкам новой ретро-истории, то вопрос об исполнительнице главной роли даже не стоял. Анна Чиповская рассказывала, что героиня ей понравилась своей юностью и попытками найти себя и своё счастье, но за поступки она иногда свою Марьяну просто ненавидела.

«Оттепель», к/с «Мармот-фильм», 2013, реж. В. Тодоровский

История Марьяны и Егора Мячина была списана с актёрской пары Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой. Актёр долгое время был влюблён в Ларионову, делал ей предложение, но она отдала предпочтение Ивану Переверзеву и переехала к нему. Когда она была уже беременна, оказалось, что Переверзев тайно женат на другой женщине и она тоже ждёт ребёнка. Актриса вспомнила о верном воздыхателе Рыбникове и сказала ему, что готова выйти за него замуж. Они поженились и всю жизнь прожили в браке…

Молодой режиссёр Егор Мячин частично списан с Эльдара Рязанова времён «Карнавальной ночи». Мячин, как и Рязанов, первым фильмом снял музыкальную комедию и взял на главную роль никому не известную девушку. Рязанова в начале карьеры поддерживал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, в сериале директора звали Семён Пронин, а его роль сыграл Владимир Гостюхин. Он олицетворял собой советского киноначальника и в нём были черты не столько Пырьева, сколько двух высоких государственных чинов в сфере кино — Бориса Павленка и Николая Сизова. С Пырьева частично списан другой герой — режиссёр Фёдор Кривицкий в исполнении Михаила Ефремова.

Сценарист Костя Паршин, чьё самоубийство стало завязкой сюжета «Оттепели», списан с Геннадия Шпаликова. Шпаликов был знаменитым сценаристом, обладал поэтическим талантом, но тяжело воспринимал период невостребованности, который случился в 70-х годах — единственная режиссёрская работа прошла почти незамеченной, несколько фильмов по его сценариям оказались провальными, и с ним почти перестали сотрудничать. Геннадий Шпаликов ушёл из дома, сильно пил и покончил с собой в 1974 году, оставив незаконченным роман, над которым работал несколько лет…

Эпизодический «Петя из Одессы» списан с Петра Тодоровского. Он жил в Одессе и, как только у него выпадали выходные, нагружал машину украинским салом, колбасой, самогоном и прочими гостинцами и мчался в Москву к друзьям. Два дня отдыхал, а потом ехал обратно в Одессу. Так же Петя наигрывает на гитаре мелодии, которые сочинял Пётр Тодоровский.

Главный герой «Оттепели» Виктор Хрусталёв — это собирательный образ, в котором переплелись черты Петра Тодоровского и нескольких легендарных операторов 60-х: Вадима Юсова, Александра Княжинского и Павла Лебешева. Но главным прототипом стал Георгий Рерберг. По воспоминаниям очевидцев этот молчаливый человек был настоящим магнитом для женщин, ему было достаточно только посмотреть — и она готова была идти за ним на край света. В героине Виктории Исаковой, которая играла жену Хрусталёва были собраны черты актрисы Валентины Титовой — жены Рерберга.

Валерий Тодоровский

Валерий Тодоровский

Евгений Цыганов

Евгений Цыганов

Виктория Исакова

Виктория Исакова

Анна Чиповская

Анна Чиповская

Михаил Ефремов

Михаил Ефремов

Паулина Андреева

Паулина Андреева

Владимир Гостюхин

Владимир Гостюхин

Александр Яценко

Александр Яценко

Павел Деревянко

Павел Деревянко