8 интересных фактов о сериале «Граница. Таёжный роман»

9 ноября 2019

Идея снять сериал возникла у режиссёра Александра Митты ещё в 1997 году. Тогда были очень популярны бразильские сериалы, и режиссёр захотел сделать российскую альтернативу «мыльным операм». Он написал сценарий и отнёс на один из телеканалов. Там его приняли в производство, но попросили ввести ещё героев, расширить сюжетные линии и добавить серий. Однако финансирования на тот момент не хватило, и Митта три года ждал возможности начать съёмки. После окончания работы из отснятого материала были смонтированы восьмисерийная приключенческая мелодрама и двухчасовой фильм.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Бюджет проекта был довольно скромным, поэтому съёмочной группе и актёрам приходилось жертвовать комфортом и идти на разные ухищрения. Тайгу снимали в Брянской и Калужской областях, а гарнизон — на авиабазе Шайковка. С локациями помог брат сценаристки Зои Кудри — он был военным и знал, что в тех местах есть расформированная воинская часть, на которой можно поселиться. Помещения пустовали, из людей остались только охрана и несколько лётчиков с семьями, так что съёмочной группе осталось построить немного декораций и привезти реквизит. Актёрам разрешили занять свободные квартиры, но обстановка везде была спартанской — стол, стулья и кровать. Когда возникали перебои с питанием, Ольга Будина, Марат Башаров и другие актёры ходили за грибами и на рыбалку, но никто не возмущался — всем очень нравилась «гарнизонная» атмосфера.

«Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Для того, чтобы оживить пейзаж и сделать его более достоверным, из зоопарков разных городов были привезены «таёжные» животные и птицы. На съёмочной площадке побывали ястреб, два ворона, утки, зайцы, змея, лягушки и даже пиявки, а главное — пара волчат. Из театра имени Дурова хотели взять и взрослых волков, но решили заменить на более предсказуемых собак.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Одна из самых остросюжетных сцен — схватка героя Алексея Гуськова с волчицей. Волчицу играла очень добродушная по характеру хаски по кличке Метель. Она почти никогда не выходила из себя, поэтому сцены, где «волк» скалится и рычит, монтировали из коротких эпизодов. Метель привязывали к дереву и показывали, что из её миски кормят волчат — только так можно было вызвать внешние проявления агрессии… Позже для таких сцен привезли дублёршу — более серьёзную хаски Асю. Для того, чтобы собаки были похожи на волков, их гримировали — мазали болотной жижей и растворимым кофе с золой. Правда, такой «макияж» держался очень недолго, и шерсть приходилось постоянно подкрашивать.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Вместо Алексея Гуськова в эпизоде схватки снимался хозяин Метели и Аси — дрессировщик Виктор Зуйков. Собака отказывалась бросаться на хозяина до тех пор, пока под гимнастерку не спрятали мясо. После броска дрессировщик хватал собаку и катился с ней с обрыва, оберегая Метель от ударов. «Загрызенную волчицу», которая вся в крови лежала на капитане Голощёкине, играла уже Ася. Собаку намазали кетчупом, смешанным с гримёрной кровью, и сделали легкий наркоз, который почти не подействовал. Алексей Гуськов рассказывал, что ему было очень сложно со зверским лицом спихнуть со своей груди «убитую волчицу», когда она испуганно смотрит в глаза, сопит и пытается облизать лицо.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Текст к самой популярной песне из фильма «Ты неси меня, река» написал режиссёр Александр Митта, а в фильме исполняет её композитор Игорь Матвиенко. Он положил стихи на музыку, напел, обработал и отправил демо-версию со своим вокалом Александру Митте с предложением отдать исполнение Николаю Расторгуеву и группе «Любэ». Но времени на запись оставалось очень мало, и режиссёр включил его демо-версию в саундтрек. Группа «Любэ» стала исполнять её уже позже, она даже вошла в один из их альбомов.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Долго снимали сцену с попаданием героев Марата Башарова и Алексея Гуськова в болото. Хотя болота в округе имелись — работать с настоящей трясиной было опасно, могли пострадать и актёры, и съемочное оборудование. Поэтому рядом с болотистой местностью выкопали большую глубокую яму, поставили туда ящик и залили его водой. Сверху воду закидали закидали ряской, мхом и ветками, и все три дня, что шли съемки, актёры сидели в этом ящике. Особенно досталось Алексею Гуськову, которого однажды операторам пришлось срочно вытаскивать из ямы — актёр чуть не захлебнулся жижей. В сериальной версии в болото попадает ещё и героиня Ренаты Литвиновой.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

С этого фильма началась успешная кинокарьера многих актёров. Ольга Будина после премьеры просто проснулась знаменитостью, она не могла спокойно выйти из дома — её везде узнавали. А так как актриса любит спокойную жизнь, то срочно перекрасила волосы и старалась выглядеть как можно незаметнее. Для Алексея Гуськова капитан Голощёкин стал звёздной ролью — на актёра посыпались предложения от режиссёров. Стали известны широкой публике сценаристка и актриса Рената Литвинова и молодая актриса МХТ Елена Панова. Все исполнители главных ролей получили Государственную премию Российской Федерации.

«Граница. Таёжный роман», ОРТ, «Школа-студия Александра Митты», 2000, реж. А. Митта

Александр Митта

Александр Митта

Алексей Гуськов

Алексей Гуськов

Ольга Будина

Ольга Будина

Рената Литвинова

Рената Литвинова

Марат Башаров

Марат Башаров

Елена Панова

Елена Панова

Михаил Ефремов

Михаил Ефремов