Актёр один, а роли две

1 ноября 2017

Приём, когда один актёр играет две роли внутри одного фильма, чаще всего используется в триллерах или комедиях. Актёрам приходится играть близнецов, предков или потомков персонажей или же их двойников, никак не связанных родственными узами…

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Сразу две роли были у Любови Орловой в комедии «Весна».

«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров

Вера Шатрова — легкомысленная актриса оперетты, порхающая кокетливая хулиганка и шутница. Любит платья в цветочек, украшения, укладки, косметику, словом, всё женственное и красивое. Получила предложение сыграть в фильме о знаменитой женщине-учёном из Института Солнца, так как поразительно на неё похожа. Но обстоятельства складываются так хитро, что она не может ни согласиться на пробы, ни отказаться от них…
Ирина Никитина — полная противоположность Шатровой, сухая суровая женщина от науки, с головой погруженная в свои изыскания. Носит жакеты с квадратными плечами, шляпу и очки в строгой оправе. Мир кино от неё находится дальше, чем Солнце, которое она изучает, однако, волей случая она оказывается на съёмочной площадке… После весёлых перипетий выясняется, что Никитина весьма романтичная особа!

«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров

Снимали фильм на чешской студии «Баррандов», так как «Мосфильм» ещё не был полностью восстановлен после войны, а съемки предстояли технически непростые. Режиссёр Григорий Александров решил использовать технику комбинированных съёмок, которая в то время была ещё не распространена в советском кино. То, что в одном кадре появлялось сразу две Любови Орловой, по тем временам было почти фантастикой и после премьеры даже ходили слухи о двойнике актрисы. Работа в совместных сценах Шатровой и Никитиной требовала от всей съёмочной группы просто-таки снайперской точности.
Половину кадра закрывали чёрной шторой, а на второй половине Любовь Орлова играла сцену как одна из своих героинь. При этом голос её собеседницы передавался в павильон по радио, а самой актрисе надо было следить, чтобы случайно не заехать какой-либо частью тела в закрытую часть кадра. Затем плёнка отматывалась, закрывалась другая половина и Орлова играла сцену за вторую героиню. Права на ошибку не было — снять нужно было с первого раза.

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ
Актёр сыграл двух персонажей в знаменитой комедии «Джентльмены удачи».

Доцент, он же Александр Александрович Белый — вор-рецидивист. Хитёр, безжалостен, жаден, не останавливается ни перед чем, у него всегда «в колоде девять тузов». Вместе с бандой похитил с места археологических раскопок историческую ценность — шлем Александра Македонского.
Евгений Иванович Трошкин — заведующий детским садом. Порядочный добрый человек, прирождённый воспитатель, участник войны. С удовольствием занимается с детьми в детском саду, а вот своей семьи у него нет. После раздумий соглашается помогать милиции ловить опасного преступника и внедриться в криминальный мир, так как похож на рецидивиста как две капли воды. Чтобы узнать у сообщников, где спрятано украденное, разыгрывал частичную потерю памяти после травмы.

«Джентльмены удачи» , к/с «Мосфильм», 1971, реж. А. Серый

Сыграть честного и скромного заведующего детским садом для Евгения Леонова не составляло проблем, а вот для того, чтобы стать Доцентом, он взял пару «уроков». Чтобы вжиться в роль, актёр ходил в тюрьму. К заключённым его не пустили, поэтому он просто наблюдал за ними через глазок камеры. Этого хватило, чтобы уловить необходимые черты…

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ
В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» одновременно две роли сыграл Юрий Яковлев.

«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай

Иван Васильевич Бунша — управдом, скандален и глуповат. Радеет за высокую культуру быта в своем доме, очень подозрителен, считает, что на всё должно быть разрешение соответствующих органов. Суетлив, навязчив, имеет проблемы с дикцией. Побаивается жену, мощную женщину Ульяну Андреевну. Случайно оказывается в XVI веке, и только сходство с царем Иваном Грозным помогает долгое время избегать проблем.
Иван Васильевич Грозный — царь, просто царь. Оправдывает своё прозвище — суров, грозен и скор на расправу. Живёт и правит в XVI веке, но невольно попадает в XX век. Недоверчив, но с интересом относится к техническому прогрессу, не чужд прекрасному. Рвётся в своё время, так как озабочен государственными делами.

«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай

Роль Иванов Васильевичей планировалось отдать Юрию Никулину, но актёр посчитал фильм заведомо провальным — у экранизаций Булгакова редко была счастливая прокатная история. Пробовались разные актёры, но почти у всех один из героев получался убедительнее, чем второй. И только Юрий Яковлев нашел подход и к Бунше, и к Грозному. Он придумал сделать более комичным Буншу, чтобы на его фоне царь смотрелся более величавым. Он сам называл своего управдома «бытовой кретин с двумя извилинами». Больше проблем у него было с царём — его нельзя было играть серьёзно, но и дуракаваляния как с Буншей тоже допустить было нельзя. Царские одежды для Грозного позаимствовали из костюмов, сохранившихся после съемок фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Царь и управдом появляются вместе всего в одной сцене в конце фильма, которая была снята методом комбинированной съемки.

ЛЕОНИД КУРАВЛЁВ
Двух абсолютно разных по характеру братьев-близнецов Леонид Куравлёв сыграл в комедии «Ты — мне, я — тебе».

«Ты — мне, я — тебе», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Серый

Иван Кашкин — давно уехал из родного городка в Москву, работает банщиком. У него своя клиентура из весьма солидных людей. Всегда окружен «нужными людьми», имеет доступ к дефициту. Ведёт красивую жизнь, прекрасно выглядит и любые знакомства рассматривает с точки зрения выгоды. Контакты с нарушителями закона его если и смущают, то не сильно.
Сергей Кашкин — провинциальный инспектор Рыбнадзора. Отличается повышенной честностью, понятий блата, взяток и «нужных знакомств» для него не существует. Не даёт спуску браконьерам, врагов у него достаточно. Вследствие этого оказывается в больнице и вынужден попросить близнеца заменить его на посту — браконьеров нельзя оставлять без внимания.

«Ты — мне, я — тебе», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Серый

Фильм-сатиру на различных прохиндеев времён дефицита и блата снял режиссёр «Джентльменов удачи» Александр Серый. Несмотря на то, что фильм не получил такого успеха, как «джентльмены», в прокате прошёл успешно. В этом немалая заслуга Леонида Куравлёва, у которого оба образа получились обаятельными и вызывающими симпатию. Разница в характере братьев была подчеркнута внешними чертами — банщик был модником и балагуром, а инспектор одевался и вёл себя гораздо скромнее. Братья встречаются всего в одном эпизоде, который был снят с помощью комбинированных съемок. В кадрах, где Иван Кашкин сидит спиной к камере, его подменял дублёр в том же костюме и парике.

ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН и ВЕРА АЛЕНТОВА

Без Валерия Гаркалина список актёров, сыгравших несколько ролей в одном фильме, был бы неполным. В фарсовой комедии «Ширли-мырли» он сыграл не две, а сразу четыре роли разлучённых в детстве близнецов. Удивительно, но все они были женаты на женщинах, похожих как две капли воды!

Василий Кроликов — аферист, имеет богатый криминальный опыт: 7 судимостей, 23 побега. Знает три языка — нанайский, мордовский и румынский. Похитил алмаз у местных мафиози, за что весь фильм бегает и от главаря, и от милиции. Женат на Люсьене Кроликовой.
Иннокентий Шниперсон — знаменитый дирижёр, собирается удачно жениться на прапраправнучке президента Линкольна, американской гражданке Кэрол Абзац. Оказывается, братом-близнецом Кроликова, и прямо на свадьбе был похищен мафией вместо него.
Роман Алмазов — цыганский барон, ярый и непримиримый борец за права цыган, всё рассматривает через призму притеснений цыганского народа. Попал в аварию, столкнувшись с машиной милиции, которая преследовала Кроликова. Был арестован, так как оказался третьим братом-близнецом афериста и дирижёра. Женат на темпераментной Земфире.
Патрик Кроликоу — чернокожий стюард, оставленный в детстве на пороге американского посольства. Вместе с женой Уитни работает на рейсе на Канарские острова, в самолете встречает всю семью.

Валерию Гаркалину пришлось нелегко — приходилось играть разные манеры поведения, разные темпераменты, менять речь, переодеваться по несколько раз за съемочный день. Чуть легче было Вере Алентовой, у неё основной была только одна героиня, остальные появлялись в эпизодах. Несмотря на то, что в 1995 году уже была возможность использовать спецэффекты, оператор Вадим Алисов работал старым способом. Когда в кадре должно было появиться несколько Гаркалиных, то актёр просто играл всех по очереди в разных частях кадра, а потом все дубли собирали в один. В сценах, где один из «братьев» стоял спиной к камере, снимался дублёр.
Несколько героев сыграли и актёры второго плана — Евгений Герчаков появился в роли директора оркестра и арфистки, а Виктор Гайнов был мафиози по кличке Квазимодо, рентгенлаборантом и водителем трамвая.