«Иконы стиля» в советском кино

5 июня 2017

В советском кино было много прекрасных актрис, героини которых становились законодательницами мод для зрительниц. Рукодельницы, для которых не было ничего невозможного, сами чертили выкройки, просто глядя на красивый наряд на экране, а те, чьи швейные навыки были не так совершенны, покупали отрезы и шли в ателье. Яркие героини, чьи образы были тщательно продуманы художниками по костюмам и гримёрами, становились иконами стиля — у них перенимали прически, макияж, украшения и даже манеры.

Платье и шапка «как у Нади»

Скромная, но хорошо одетая учительница из «Иронии судьбы…» выглядела по-европейски стильной, что не могло не привлекать внимание. Конечно, сейчас праздничное коричневое платье героини Барбары Брыльски уже не воспринимается настолько модным и парадным, как в 70-х, но после выхода фильма женщины искали выкройки, чтобы сшить наряд как у Нади. Платье из крепа или тонкой шерсти по стилю напоминало осовремененные модели из журналов мод 60-х. Под платье «как у Нади» модницы искали цепочки «стебель бамбука», чтобы быть совсем в стиле героини. Повторяли и прическу — гладкие волосы с романтично подвитыми наружу концами.

Кстати, самой актрисе «праздничное платье» казалось недостаточно праздничным уже тогда, и сниматься в нем она не хотела. Интересно то, что за несколько лет до «Иронии судьбы» в этом платье актрисы Антонина Шуранова снималась в детективе «Опасный поворот», но тогда наряд не произвел никакого эффекта. Кстати, и цепочка на шее героини была та же самая. Для современной и модной Нади художница по костюмам Ольга Кручинина укоротила платье, поменяла пуговицы, сделала из отреза подола пояс и оно «заиграло». Цепочку тоже укоротили, и Надя носила ее под воротник.

Еще одним объектом грез и модным трендом следующих лет стала объемная шапка-кубанка из рыжей лисы. Вторая модная меховая шапка-стог из чернобурки была на героине Валентины Талызиной. Такие шапки, как у героинь, до сих пор не вышли из моды, хотя встречаются гораздо реже, чем сразу после выхода фильма…

New look Людмилы Гурченко



Наряды и образы Людмилы Гурченко не оставили равнодушной ни одну модницу — она была иконой стиля на экране и в жизни, а ее платья стали экспонатами музея моды. Ролей прекрасной актрисы ждали еще и с целью подсмотреть новые идеи для стильных нарядов.

Она появилась на экране, когда мода стояла на месте — в 50-е годы женщины носили послевоенные модели, а новые образы стали появляться только в середине десятилетия. И актриса стала одной из первых, кто показал их зрительницам.

Ее Леночка Крылова в «Карнавальной ночи» появлялась в потрясающих нарядах, взятых из коллекции New look Кристиана Диора, которую модельер представил еще в 1947 году. Стиль «идеальной женщины» — закрытый узкий лиф, приталенный силуэт, пышная юбка — идеально подошел юной актрисе с талией в 48 сантиметров. Все оценили ее женственное милое платье в горошек с рукавами-фонариками, но настоящий фурор произвело черное платье с белой муфтой. После премьеры девушки бросились худеть, утягиваться в грации и шить себе такие же. Стриглись, завивались и укладывали волосы так же, как и у Леночки — выбивающиеся кудри придавали задорности, но при этом были достаточно скромны для советской девушки 50-х даже в остромодном диоровском стиле…

Актриса сама прекрасно шила, работала над своими костюмами, и все время предлагала зрительницам новые образы. Например, целый модный показ состоялся в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». Среди исключительно женственных вещей ее героинь иногда были и такие неожиданные детали, как мохеровый берет Раисы Захаровны…

Роковые «стрелки» и розовый халатик



Светлана Светличная сыграла много ролей, но ярче всего запомнилась ее соблазнительница Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» — эта манекенщица явно обладала доступом к заграничным моделям. Такие девушки в советском кино не могли быть положительными персонажами, и стиль Светличной из этого фильма переняли только самые смелые и раскрепощенные модницы.

После выхода «Бриллиантовой руки» вошли в моду «кошачьи глаза» с густой черной подводкой на бледном лице. «Стрелки» к тому времени уже были популярны благодаря Татьяне Самойловой — девушки подводили глаза так же, как ее Вероника или Анна Каренина, да и в жизни актриса не появлялась без этого элемента макияжа. Кстати, для роли в фильме «Летят журавли» первые «стрелки» ей нарисовал жженой спичкой Алексей Баталов, а потом гримеры воплотили его идею в жизнь. Но по сравнению с Анной Сергеевной у героинь Самойловой были скромные, почти незаметные «стрелочки»…

Знаменитый розовый халатик с пуховой оторочкой можно было найти только среди дефицитных ГДРовских вещей, и стоил он очень дорого. Женщины заваливали актрису письмами с просьбами помочь найти эту модель, а самые отчаянные шли в ателье. Образ «как Светличная» дополняла лента на прямых распущенных волосах, которая была почти забыта с начала 60-х годов.

Помимо халатика, Анна Сергеевна щеголяла в стильном брючном костюме, и в нижнем белье, которое с большей вероятностью можно было увидеть на подиуме, чем в магазине. Кстати, в 2011 году знаменитый халат был продан с аукциона за… 435 тысяч рублей.

«Бомба» и шляпы Клары Лучко



Клара Лучко часто играла простых женщин, которые не могли потрясти нарядами, зато за кадром была советской фэшн-иконой 50−60-х годов, о чем знали даже на Западе. Ее стиль могли повторить далеко не все любительницы моды — настолько утонченный и дорогой был вкус у актрисы. Но для обеспеченных дам и истинных модниц не было ничего невозможного, портные и шляпники создавали им образ «как у Лучко».

У актрисы была огромная коллекция шляп и аксессуаров со всего мира, шляпы вообще были визитной карточкой ее стиля, она покупала их даже тогда, когда остатков стипендии после покупки не хватало ни на что другое. С юности она следовала совету одной пожилой актрисы: «Если у тебя будет 3 рубля, 2 потрать на крем, 1 — на еду». Искала наряды по комиссионкам, что-то перешивала сама, что-то отдавала шить. И комбинировала детали так, что они казались новинкой гардероба.

Еще одна отличительная черта стиля Лучко — всегда безупречная укладка. И не важно: в кадре или за кадром, и в какой роли — ее прически вдохновляли модниц на походы в парикмахерскую.

Было у актрисы и самое известное платье, правда, не в кино, а на Каннском кинофестивале. В 1955 году она поехала туда в составе делегации кинематографистов. Специально для мероприятия ей в Общесоюзном доме моделей сшили пышное платье из алого нейлона, к которому шла накидка из норки. В этом платье актриса произвела в Европе фурор. Несмотря на то, что там хватало своих модниц — фотографии Лучко не сходили с полос изданий, а платье получило название «Красная бомба». Скопировать этот образ могли себе позволить далеко не все, но женщины стремились повторить хотя бы силуэт. Сейчас платье находится в коллекции историка моды Александр Васильев

Кстати, еще одной поклонницей шляп была «русская Брижит Бардо» Наталья Кустинская. Но у нее был абсолютно другой типаж, и ее игривые шляпки просто поддерживали образ актрисы.

«Я платье, говорит, взяла у Нади,
Я буду нынче как Марина Влади…»

Марина Влади называла себя «русской с французским паспортом», жила в Париже и снималась в европейском кино. Однако, благодаря выходу этих фильмов на советские экраны и браку с Владимиром Высоцким, она проводила много времени в СССР и была хорошо известна советским зрителям. Будучи в центре внимания, часто появляясь на экранах и фотографиях, она стала законодательницей нового богемного стиля.

Так как актриса жила во Франции, то одевалась в европейских магазинах, сильно отличавшихся по ассортименту от наших. Она была своеобразным модным вестником, привозившим новые тенденции. И, каждый раз приезжая в Москву, она демонстрировала необычные образы: открытые платья, рубашки под свитера, отсутствие бюстгальтера, облегающие или расклешенные джинсы.

У нее был свободный стиль и раскованные манеры, что не могло не привлекать внимание. Более того, даже на бракосочетание они с Владимиром Высоцким поехали в обычных водолазках — что тоже было необычно, все ждали французского шика… Многие возмущались ее внешним видом, но большинство женщин брали идеи на вооружение.

После выхода фильма «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли, девушки стали массово стричь челки и распускать волосы, отказавшись от причесок, завивок и укладок. В 50-е годы носили в основном подколотые или уложенные в пучок волосы и короткие стрижки, а самые модные делали высокие «бабетты». Распущенные длинные волосы не то что просто без укладки, а даже слегка растрепанные и неровные, стали новым веянием. Кстати, сама актриса не изменяет этому образу до сих пор.

Особенно стиль Марины Влади стал популярен в творческих кругах, где она в основном и обитала. Стремящиеся к свободе самовыражения молодые театральные актрисы, художницы, писательницы и околобогемные девушки готовы были на многое, чтобы стать похожей на Влади…

Мода от Натальи Селезнёвой


Ее пани Катарина из «Кабачка 13 стульев» говорила: «Если мини-юбки и дальше будут укорачиваться, то у меня просто не хватит ног!». Именно она считалась первой модницей этой юмористической передачи, а заодно и законодательницей моды для молодых зрительниц. У зрительниц постарше был свой образец для подражания — пани Моника Ольга Аросева.

У Натальи Селезневой тип внешности, который западные модельеры называют baby doll, «куколка», плюс хорошая фигура — ей бы пошло практически все, кроме скучного. Сама жизнерадостная молодая актриса любила яркие цвета и мини. Мини-юбки, короткие платья, крупная бижутерия, броские принты — она была самой стильной актрисой советских комедий. И смелой, так как в «…Приключениях Шурика» она демонстрировала не только простое короткое платьице, но и модный красный купальник.

А вот за любовь к радикальной длине ей однажды даже выписали штраф — ее юбка, привезенная подругой из Парижа, была слишком коротка для 60-х годов, и появляться перед кинематографическим, да и любым другим начальством в таком виде было нельзя. А она еще усилила эффект высокими сапогами…

Первый выход актрисы в мини состоялся в том же «Кабачке 13 стульев» в 1966-м году — это был фурор и последующее массовое обрезание юбок. Дело в том, что актеры играли поляков, поэтому им можно и нужно было выглядеть, как заграничные герои, а мини как раз переживало там пик моды.

Уже в 1967 году мини включил в свою коллекцию Вячеслав Зайцев, а через несколько лет именно он сшил для Натальи Селезневой фактически подиумные наряды для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Для симпатичной любительницы коротких юбок были сшиты платье-рубашка, платье-трансформер и белый брючный костюм. Купить такие ультрамодные вещи было сложно, поэтому модницы пошли в ателье с просьбами сшить наряд «как у Зиночки». Босоножки-римлянки, брючные костюмы с клешами, и ярко подведенные глаза в моде продержались очень долго.

Людмила Гурченко

Людмила Гурченко

Светлана Светличная

Светлана Светличная

Клара Лучко

Клара Лучко

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова

Наталья Кустинская

Наталья Кустинская

Наталья Селезнёва

Наталья Селезнёва

Валентина Талызина

Валентина Талызина