«Видок»: настоящая история легендарного сыщика

4 марта

Как знаменитый преступник Эжен Видок стал основателем криминалистики и символом предательства.

Мистический триллер «Видок» режиссёра Жан-Кристофа Комара был снят по вымышленным событиям из жизни реального человека — Эжена Франсуа Видока, чья биография оказала влияние на детективный жанр по всему миру. Видок был первым в истории частным детективом и считается одним из основоположников криминалистики и уголовного розыска. Однако до того, как стать самым знаменитым парижским сыщиком XVIII века, Видок был самым лихим парижским преступником.

https://ru.wikipedia.org

Первое преступление он совершил в 14 лет — вынул все деньги из кассы их семейной пекарни и сбежал из дома. Он собирался уехать в Америку, но влюбился в циркачку и примкнул к труппе бродячего театра. Прокутив украденные деньги, Видок вернулся домой и отправился в армию. Солдат из него был так себе — он устраивал запрещённые законом дуэли и заколол двух противников, нарушал армейскую дисциплину, дезертировал с поля боя и примкнул к другому полку, а потом провёл несколько недель в плену и сразу по возвращении был уволен. С большим облегчением Видок уехал в Брюссель, влился в компанию грабителей и шулеров и зарабатывал мелкими махинациями, а через какое-то время его арестовали за банальную драку.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

Почти 20 лет он провёл в череде арестов, тюрем, побегов и новых преступлений. Несколько побегов организовывала его новая любовница, но когда саму Франсин арестовали за содействие — Видок забыл о её существовании. Он сидел на галерах, учился у сокамерников боевым искусствам и языку воров, а потом сбежал, переодевшись матросом. При следующем задержании его даже не успели посадить — Видок сбежал из тюремной больницы в рясе, которую буквально снял с ухаживающей за больными монахини. Он прибился к погонщикам скота и вместе с ними добрался до Голландии, где быстро нашёл подходящую компанию — вошёл в банду грабителей английских кораблей. После очередного ареста побег помогла организовать очередная подруга.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

Видок вернулся во Францию, несколько лет жил по поддельным австрийским документам и даже женился, но его вычислили и арестовали. В ожидании приговора он провёл полгода, а потом поймал момент и выпрыгнул из тюремного окна в реку… И затаился на несколько лет. Сделал документы на новое имя, открыл магазин и зажил тихой жизнью мелкого лавочника, но его нашли уже бывшая к тому времени жена и бывшие подельники-голландцы. Жена требовала денег и шантажировала обещанием сдать полиции, голландцы заставляли скупать их каденый товар, а Видоку было 35 лет и он устал бегать… Когда его вычислили и арестовали — он предложил полицейским свои услуги: «Преступника может поймать только другой преступник», а в подтверждение намерений сразу сдал нескольких бандитов. Так Видок стал тюремным информатором, а через два года был освобождён — чтобы не вызывать подозрений, освобождение обставили как очередной побег.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

Он стал «кротом» в криминальном мире и добился таких результатов, что в полиции под него создали новое подразделение безопасности. Через год указом императора Наполеона I оно стало отдельным ведомством, и Видок набрал штат агентов из бывших преступников — 28 мужчин и женщин, которых обучал лично. Он и сам участвовал в операциях, меняя внешность десятки раз и даже инсценируя свою смерть, чтобы преступники теряли бдительность. Он был гением маскировки, что помогало ему собирать нужные сведения даже когда все бандиты Парижа знали, что Видок — доносчик. Благодаря ему в полиции появились новые системы слежки и работы под прикрытием, он первым составил каталоги с описанием внешности преступников, начал проводить следственные эксперименты и сотрудничать с учёными для проведения экспертиз.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

После отставки Видок организовал первое в мире детективное агентство «Бюро расследований», которое занималось частным сыском и сотрудничало порой с очень высокопоставленными лицами. За его головой охотился весь преступный мир Франции, а бывшие коллеги теперь считали его конкурентом с незаконными методами работы. Сыщика несколько раз арестовывали по незакрытым делам и нарушениям в ходе собственных расследований, но надолго уже не задерживали. Видок нанял писателя и надиктовал ему мемуары, а также несколько книг о криминальном мире и тюремной системе Парижа, которые стали бестселлерами во многих странах.
Знаменитый преступник и сыщик ушёл из жизни в 81 год. У него не было наследников, кроме третьей жены, но в завещание он внёс имена ещё 11-ти женщин, с которыми состоял в деловых или личных отношениях.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

Видок был культовой личностью, а его биография вдохновляла многих писателей. Его друг Оноре Бальзак вывел его под именем Вотрена — героя своих нескольких произведений, Эдгар По упоминал его в новелле «Убийство на улице Морг», Виктор Гюго использовал его образ при создании героев «Отверженных» — Жана Вальжана и инспектора Жавера, Морис Леблан наделил его чертами своего вора-сыщика Арсена Люпена, а Александр Пушкин называл «Видоком» писателя Фаддея Булгарина, любившего писать доносы на друзей — в русских богемных кругах фамилия сыщика была символом предательства. В 1909 году был снят первый фильм об Эжене Видоке — немая короткометражка, основанная на мемуарах сыщика.

«Видок», Canal+, Studio Canal, 2001, реж. Питоф

Триллер «Видок» 2001 года с Жераром Депардьё в главной роли был уже шестым фильмом о легендарном сыщике. Дебютная режиссёрская работа клипмейкера и создателя спецэффектов Жан-Кристофа Комара принесла ему массу наград на кинофестивалях, приглашение в Голливуд и… внесение имени в Книгу рекордов Гиннеса. Его «Видок» стал первым полнометражным фильмом, снятым на цифровую камеру. Сейчас мировой кинематограф уже не может обойтись без цифровых технологий, а тогда критики восприняли новаторский шаг прохладно и считали это разовым экспериментом.