7 историй о Наталье Гундаревой

28 августа 2023

К 75-летию со дня рождения любимой актрисы!

«Одиноким предоставляется общежитие», к/с «Мосфильм», 1983, реж. С. Самсонов

В детстве Наталья Гундарева занималась в Театре юных москвичей во Дворце пионеров, где познакомилась с будущим актёром Виктором Павловым, который был старше её на 8 лет. Несмотря на разницу в возрасте они подружились, а потом Павлов сыграл огромную роль в её решении стать актрисой.
Мама растила дочь одна и была категорически против ненадёжной актерской профессии, да и сама Гундарева не верила, что её могут взять в театральный. В 10-м классе она перешла в вечернюю школу, устроилась чертежницей в конструкторское бюро, а после выпускного подала документы в строительный институт. Узнав о том, что она уже сдала первый экзамен, Павлов начал уговаривать её не губить талант и хотя бы попробовать — в строительный она всегда успеет. Гундарева рискнула и с первой попытки стала студенткой Щукинского училища.

* * *

«Сладкая женщина» , к/с «Ленфильм», 1976, реж. В. Фетин

Прославила Наталью Гундареву роль в драме «Сладкая женщина», которую должна была играть другая актриса. Режиссёр Владимир Фетин утвердил на роль Анны свою жену Людмилу Чурсину, и под неё уже подбирали остальных актёров. Когда состав был уже собран — Чурсина неожиданно отказалась от роли! Вчитавшись в сценарий, она поняла, что это не её история и не её героиня и предложила Фетину пригласить на пробы молодую актрису Наталью Гундареву. Режиссёр сильно сомневался — у Гундаревой было всего несколько эпизодических ролей, а ему нужна была актриса с опытом, чтобы сыграла Анну от юной девушки до зрелой женщины, да и видел он героиню роковой красоткой…
Гундарева сначала даже на пробы приезжать отказывалсь: «А вы меня в жизни видели? Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду…» — ответила она по телефону ассистентке режиссёра. Но всё-таки приехала и выложилась так, что все присутствовавшие вынесли вердикт: «Блестяще!»
После выхода фильма Гундарева стала лучшей актрисой года по опросу зрителей, который проводил журнал «Советский экран».

* * *

«Зимний вечер в Гаграх», к/с «Мосфильм», 1985, реж. К. Шахназаров

Наталья Гундарева играла простых народных героинь и многие ассоциировали их с самой актрисой. У неё отбоя не было от желающих запросто пообщаться «о своём, о женском», но на самом деле актриса терпеть не могла панибратства и навязчивости. Попытки обнять, угостить, позвать к столу она обычно пресекала холодным взглядом, но могла и словом. Однажды ассистентка режиссёра вбежала в гримёрку с криком: «Наташа, я взяла вам билеты!» Гундарева повернулась и не повышая голоса спросила: «Что-что? Кто я?». Девушка смутилась: «Извините, Наталья Георгиевна»…

* * *

При своем непростом и строгом характере Наталья Гундарева была очень добрым человеком. Однажды продюсер Александр Малыгин стал свидетелем такой истории: на съёмках актриса попросила проводить её на местный рынок, нарядилась и взяла с собой две корзины. Как только она вошла — продавцы разнесли по рядам, что здесь любимая актриса. Её корзинки тут же наполнились овощами, колбасой, фруктами, маслом — кто чем торговал. Актриса купила себе то, за чем приходила, а корзины отдала продюсеру: «Неси съёмочной группе, пусть ребята разберут. А ты что думал, я для себя, что ли, все это брала?«
Она на свои деньги накрывала столы для съёмочных групп, дарила наряды актрисам, помогала получить квартиру, пробить выход спектакля и при совершенно не умела копить.

* * *

«Личное дело судьи Ивановой», к/с им. М. Горького, 1985, реж. И. Фрэз


Наталья Гундарева работала и дружила с актёром Сергеем Шакуровым. Однажды он пришёл с радостной новостью — ему дали квартиру, и позвал пойти вместе посмотреть. Когда актёр увидел, что дверь закрыта на гвоздь — заподозрил неладное… квартира была в полуразрушенном состоянии, ободранной и со следами явно неоднократных возгораний. Шакуров очень расстроился, а Гундарева внимательно посмотрела, что-то прикинула и сказала: «Я все сделаю… ты только денег подкидывай».
Актриса вспомнила, что она была чертёжницей в проектно-архитектурном бюро, расчертила планировку квартиры, прикинула смету, нашла ремонтную бригаду и через четыре месяца пригласила Шакурова принять работу: «Когда я вошел, просто обалдел. Она там порушила, соединила кухню с комнатой, спальню сделала отдельно. По всему периметру горели светильники. Батюшки мои, я никогда не думал, что из этого барахла можно сделать чудо-квартиру!«
Ей было самой интересно, что получится — актриса обожала обустраивать быт и была прекрасной хозяйкой.

* * *

«Виват, гардемарины», к/с «Мосфильм», 1991, реж. С. Дружинина

В 1972 году в театр им. Маяковского пришли две новые актрисы — уже знаменитая Татьяна Доронина и выпускница Щуки Наталья Гундарева. Первое время их интересы никак не пересекались — первая была примой, вторая играла маленькие роли, но через два года режиссёр Андрей Гончаров снял Доронину с главной роли в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» и назначил Гундареву. Зрители и театральная пресса замену приняли так хорошо, что между актрисами начало копиться напряжение… После выхода фильма «Сладкая женщина» зрители начали ходить в театр «на Гундареву», и оставлять её на заднем плане Гончаров больше не мог. К ней начали переходить роли Дорониной, чего та спокойно перенести не могла — высказывала недовольство режиссёру и отпускала едкие замечания в адрес молодой актрисы. Однажды на репетиции она открыто высмеяла Гундареву — та молча подошла и дала обидчице пощёчину. После этого стало очевидно, что в театре появилась новая прима, и Доронина покинула труппу.

* * *

«Осенний марафон», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Данелия

Наталья Гударева проработала в театре им. Маяковского всю жизнь. Она невероятным образом сумела сработаться с худруком Андреем Гончаровым, который был резок, несдержан и иногда беспощаден к актёрам. Они были даже чем-то похожи — актриса говорила: «Если я выкладываюсь на все сто, рву жилы, почему кто-то другой может позволить себе халтурить?» и могла высказать любому за недобросовестную работу. Правда, в отличие от редко разговорившего спокойно Гончарова, никогда не повышала голос. Однажды Олег Табаков предложил ей перейти к нему во МХАТ. Он знал, что актрисе очень нравится этот театр, но она неожиданно отказалась… Сказала, что не может предать Гончарова:

— Он меня сюда взял, он меня вырастил, на мне держится репертуар. Как же я уйду?..

— Уважаю! — коротко ответил Табаков.

Гундарева

Наталья Гундарева