Судьба актёра: Игорь Кваша

4 февраля

К 89-летию со дня рождения народного артиста!

Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в интеллигентной московской семье — доктор химических наук Владимир Кваша был заведующим кафедрой МХТИ им. Менделеева, Дора Кваша работала сурдопедагогом и дефектологом. Когда началась война, мать с сыном уехали в Сибирь, а отец добровольцем ушёл на фронт и в 1942 году пропал без вести. Игорь Кваша много лет ждал отца, а потом всю жизнь хотел узнать, что с ним произошло. По официальной информации он погиб под Сталинградом, но мать всю жизнь скрывала правду. Незадолго до смерти она рассказала жене актёра, что ещё в 1945-м году узнала, что Владимир Кваша был расстрелян в немецком плену… Женщина просила не говорить об этом сыну, и Игорь Кваша так и не узнал о судьбе отца.

«В трудный час», к/с им. Горького, 1961, реж. И. Гурин

После войны семья вернулась в Москву, и Игорь Кваша пошёл в школу на Арбате. В то время Арбат был одним из самых хулиганских районов, и мальчик быстро нашёл себе компанию, в которой курил, прогуливал, дрался и рисковал нарваться на серьёзные неприятности. Чтобы увлечь сына чем-то, кроме улицы, мать начала ходить с ним в театры, и вскоре Игорь Кваша заболел сценой. У него уже был опыт — в эвакуации он занимался в детской студии и даже играл в спектакле для раненых солдат, но тогда это было несерьёзно, а теперь он твёрдо решил стать актёром. Кваша записался в драмкружок, а после школы легко поступил в Школу-студию МХАТ.

«Достояние республики», к/с им. М. Горького, 1971, реж. В. Бычков

В институте актёр познакомился с Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым и Галиной Волчек, и вскоре после выпускного они создали молодёжный театр «Современник». До этого момента Игорь Кваша два года отработал на сцене МХАТа, где и родилась идея «Современника» — бывшие студенты поставили собственный спектакль «Вечно живые», и зрители были в восторге от молодых артистов! В «Современнике» актёр провёл всю жизнь — он был занят почти во всех спектаклях и сыграл около 50 ролей.

«Соломенная шляпка», к/с «Ленфильм», 1974, реж, Л. Квинихидзе

В труппу театра вошла и Светлана Мизери — первая жена Игоря Кваши. Они поженились ещё на первом курсе, а знакомы были со времён драмкружка при Доме пионеров. Брак быстро дал трещину, так как Светлана была интровертом и любила тихие семейные вечера, а компанейский Игорь участвовал во всех студенческих мероприятиях и постоянно собирал друзей. «Современник» поставил точку в их отношениях — Мизери не вписывалась в команду единомышленников-энтузиастов, чувствовала себя среди них лишней и вскоре уволилась. С мужем они после этого разъехались, но развелись только через несколько лет.

«Год как жизнь», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Г. Рошаль, А. Мамбетов

Карьера в кино у Игоря Кваши началась не очень гладко. Впервые он снялся в 1961 году сразу в двух фильмах — «Сержант Фетисов» и «В трудный час». Фильмы популярности не получили и следующее предложение поступило только через четыре года. В 1966 году актёр снялся в комедии «Похождения зубного врача», но сразу после выхода на экраны картина отправилась на полку и пролежала там двадцать лет. Зато в следующем фильме Кваша получил главную роль, которые потом ему почти не доставались. В биографической драме «Год как жизнь» он сыграл Карла Маркса, и, несмотря на серьёзность темы, это были одни из самых весёлых съёмок! Энгельса играл Андрей Миронов, а сподвижником марксизма Веертом был Василий Ливанов. Актёры едва успевали поспать между вечеринками и рабочими сменами.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров

Вскоре после премьеры Кваша получил звание заслуженного артиста и… попал в «чёрный список» — на большие роли его больше не приглашали, а некоторым режиссёрам просто запрещали с ним работать. Причин было две. Первая — дружба с писателями Василием Аксёновым и Виктором Некрасовым, которые выступали против реабилитации Сталина и поддерживали диссидентов. Вторая — Кваша подписал петицию о запрете ввода войск Советской армии в Чехословакию. «Простили» актёра только в 70-х.

«Ребро Адама», к/с «Мосфильм», к/с «Ритм», 1990, реж. В. Криштофович

Вскоре после расставания с Мизери актёр познакомился со студенткой медицинского института Татьяной Путиевской. «Случайную» встречу организовала Галина Волчек — она мечтала женить друга на надёжной девушке и подыскивала невест среди своих знакомых. Узнав, что Татьяна с родителями собирается в Крым, Волчек тут же позвала туда Квашу. Она оказалась отличной свахой — актёр влюбился в девушку с первого взгляда! По возвращении в Москву он сразу сделал предложение, и они сыграли две свадьбы. Первая была неофициальной и для друзей, так как Кваша ещё не развёлся с первой женой, а по-настоящему они поженились только через год, незадолго до рождения сына.

«Сердца трёх», к/с им. Довженко, ТО «Радуга», 1991, реж. В. Попков

Актёр говорил, что у него было 4 больших любви: «Современник», Татьяна, кино и «Жди меня». В 1998 году его пригласили стать ведущим новой программы, которая со временем выросла в народную службу поиска людей. С помощью этой программы Игорь Кваша пытался найти любую информацию об отце, но сведения о военнопленных были засекречены… Актёр очень близко воспринимал каждую историю, лично читал письма и до слёз переживал за героев. Отчасти он был символом «Жди меня» — Игорь Кваша вёл программу почти 15 лет, приходя на площадку даже когда был уже очень болен.

www.1tv.com

В кино актёр играл роли второго плана, особенно яркими получались у него комедийные герои — всенародную любовь ему принесли бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и пастор из «Человека с бульвара Капуцинов». За всю жизнь он снялся в 80-ти фильмах — их могло быть больше и роли могли бы быть главными, если бы актёр не отказывался от большинства предложений. Игорь Кваша очень любил кино, но считал себя человеком театра и не соглашался на съёмки, если они могли помешать выходу на сцену… Снимался он чаще всего во время отпуска, поэтому времени на отдых у него почти не было. Его последней ролью стал поэт Илья Эренбург в проекте к 100-летию музея им. Пушкина «Глаз Божий».

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Игорь Кваша увлекался живописью, писал пейзажи и натюрморты, но на хобби у него катастрофически не хватало времени. Его сын Владимир вспоминал, что когда строили дачу, то специально сделали мастерскую, которой отец почти не пользовался — было некогда… Владимир Кваша закончил медицинский институт, до 90-х работал урологом, потом ушёл в бизнес и сейчас занимается реставрацией ретроавтомобилей. Внуки Игоря Кваши — Анастасия и Михаил — тоже не выбрали актёрскую профессию. Анастасия стала экологом и работает в Венгрии, а Михаил закончил химико-технологический институт, где когда-то заведовал его прадед, но работает экономистом.


Игорь Кваша

Игорь Кваша