10 интересных фактов о фильме «Сибириада»

30 апреля

Почему фильму не дали победить в Каннах, за что актёров забрали в милицию и кого могла сыграть Ширли МакЛейн.

В конце 70-х годов Андрей Кончаловский был уже известным за пределами СССР режиссёром — его фильмы стабильно брали призы на международных фестивалях. Поэтому, когда потребовалось снять фильм о советских нефтяниках и достижениях социалистического труда, который будет показан на Западе, то обратились именно к нему. Официально «Сибириаду» решили приурочить к очередному съезду КПСС, но главной целью было произвести впечатление на зарубежных зрителей мощью нефтяной державы. Никто не предполагал, что режиссёр превратит госзаказ в эпохальное полотно, где через нефть будет показана история страны и народа.



Госкино создало Кончаловскому все условия — по тем временам это был высокобюджетный проект. Из Германии привезли новые камеры, обеспечили съёмочную группу дорогой плёнкой «Кодак», актёрам гарантировали хорошие оклады, а специалистов по комбинированным съёмкам и художников отправили в Голливуд. Там проходили мастер-классы по созданию декораций и спецэффектов — фильм планировали закончить кадрами с футуристической Сибирью будущего. Правда на этих съёмках полученный опыт не пригодился, потому что от фантастики отказались.

Главными героями фильма были бедняки Устюжанины и зажиточные Соломины, чьи судьбы переплетались на протяжении всей жизни. На роли членов семей Кончаловский пригласил звёздный состав — Людмила Гурченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Виталий Соломин, Елена Коренева… Планировалось, что в фильме примут участие Лив Ульман или Ширли МакЛейн, но договориться с ними не удалось. Обе актрисы рассматривались на роль Таи Соломиной, которую в результате сыграла Людмила Гурченко.



За три года работы группе пришлось много раз переезжать с места на место. Натурные съёмки проходили в деревне Нагорный Иштан Томской области. Деревню Елань выстроили под Тверью — было важно, чтобы актёры могли добраться до площадки после вечерних спектаклей. Зимние сцены снимали в Ленинграде, военное время — в Феодосии, часть съёмок проходила на «Мосфильме». Сцену пожара снимали на нефтяном полигоне в Татарстане — нефтяники выделили одну вышку, предупредив группу, что если сцену не получится снять с первого раза, то вторую вышку им не дадут.



За долгое время съёмок у режиссёра то и дело возникали проблемы с актёрами. По воспоминаниям очевидцев, больше всего конфликтов было с Натальей Андрейченко. Актриса оказалась большой любительницей весёлых компаний, а один раз её, Александра Панкратова-Чёрного и Павла Кадочникова за шумную гулянку даже забрала милиция. От неприятностей спасло то, что у Кадочникова было звание «майора всех родов войск». Бумагу с таким назначением он получил после роли в «Подвиге разведчика», подписана она была лично Сталиным и Ворошиловым.



На съёмочную площадку «Сибириады» Людмила Гурченко пришла в гипсе — параллельно она снималась в музыкально-танцевальном фильме «Мама» и сломала ногу на катке. Огромный гипсовый «сапог» партнёрши очень веселил Никиту Михалкова, с которым ей предстояло играть интимную сцену. Режиссёр так хотел включить её в фильм, что отстоял перед Госкино и обещал снять всё максимально невинно. В результате плащ-палатка, которой были укрыты герои, тряслась от смеха, но задуманный эффект был достигнут.



Для советского проката интимную сцену потребовали сократить, но режиссёр думал, что её вообще вырежут, поэтому легко согласился. Неожиданно под нож попала сцена с участием члена политбюро Фёдора Николаевича. Его играл Всеволод Ларионов и худсовету показалось, что он похож на председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина — у них были похожие большие родинки на лице. Чтобы переснять один эпизод, пришлось заново отстроить декорацию и переснять Ларионова так, чтобы не было сходства. Интересно, что именно Косыгин выступил против фильма и заявил, что не понимает, почему Кончаловский взялся учить партию «как развивать индустрию и строить социализм», но его одинокий голос ни на что не повлиял.



Кончаловский решил сопроводить картину электронной музыкой. Одним из самых известных элекронщиков того времени был Эдуард Артемьев. Режиссёр дал ему пластинку греческого композитора Вангелиса и попросил сделать что-то похожее… После премьеры французская звукозаписывающая компания выпустила диск с саундтреком, куда вошли композиции Артемьева, цыганские песни из фильма и русская народная песня «Красота ли моя».



Фильм с самого начала снимался с прицелом на западный прокат, поэтому в 1979 году «Сибириада» отправилась на Каннский кинофестиваль. Для конкурсной программы смонтировали сокращённую версию, которая шла три с половиной часа с одним перерывом. Поехавшие представлять картину Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Людмила Гурченко и Наталья Андрейченко очень боялись, что после антракта никто не вернётся в зал. Однако, зрители не только вернулись, но и устроили овацию после финальных титров.



Главными претендентами на победу были «Сибириада» и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. За наш фильм болела председатель жюри — писательница Франсуаза Саган, она даже угрожала выйти из комитета, если премию не разделят между двумя фильмами. Но дать один приз двум сверхдержавам посчитали невозможным по политическим мотивам. «Золотую пальмовую ветвь» получили фильм Копполы и европейская драма «Жестяной барабан», а «Сибириада» взяла Гран-при. Кроме того, Кончаловский был женат на француженке и считался неблагонадёжным, поэтому у представителя СССР в жюри была задача не допустить вручения ему персонального приза за лучшую режиссёру. «Сибириада» произвела фурор на Западе, а на следующий год Андрей Кончаловский развёлся и эмигрировал в США.