Леонид Гайдай: в кино и в жизни

30 января 2019

Ко дню рождения любимого режиссёра!
Леонид Гайдай — о своих фильмах, юморе и вредной привычке снимать комедии.

«Кинокомедия обязана иметь как можно меньше слов. А те, которые есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими прямо в цель». [источник]

«Юмор и сатира — при всех временах и правительствах. Без этого нельзя жить». [источник]

фото: Николай Малышев, ТАСС

«Половина успеха актёра зависит от случайности, половина — от внешности, остальное — от таланта». [источник]

«Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения. Курильщик, который собирается бросить курить, тоже говорит себе — это последняя сигарета, но рука сама тянется взять новую. Особенно если вокруг курят». [источник]

«Деловые люди», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Л. Гайдай

«Идея „Кавказской пленницы“ вообще не ко мне в голову пришла. Позвонили с „Мосфильма“ и говорят: „Мы собираемся строить общую киновселенную на основании всех имеющихся у нас в распоряжении киногероев: Шурика, Труса, Балбеса, Бывалого и т. д.“. Я им: „С ума сошли? Зачем всех в один фильм?“. А они: „Советское кино в прокате с каждым годом всё больше проигрывает западным картинам, поэтому поступило указание сверху дать решительный отпор и показать кузькину мать заокеанским коллегам“. В общем, приказали строить общую киновселенную, чтоб потом перейти к сольникам». [источник]

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/ст. «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай

«Надо всё-таки людям дарить радость». [источник]

«Судьба этой картины („Жених с того света“ — прим. ред.) была очень печальной. Её очень раскритиковало наше руководство. Из полнометражной картины сделали короткометражную, многое переозвучили, переснимали». [источник]

«Жених с того света», к/с «Мосфильм», 1958, реж. Л. Гайдай

«Если не знаете жизнь, пишите о чём-нибудь другом». [источник]

«Долгое время я добивался экранизации книги („Двенадцать стульев“ — прим.ред.). А потом узнал, что роман собирается ставить Данелия, и там всё уже на мази. Я, разумеется, расстроился, однако ничего не поделаешь. И вот как-то ко мне подходит Данелия и говорит: „Лёня, хочешь поставить „Двенадцать стульев“?“ Я в ответ: „Это мечта всей жизни“. Он: „Ну тогда бери и начинай. У меня, пока готовился, всё перегорело“. И я взялся за дело…» [источник]

«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай

«Вероятно, я от комедии никогда не откажусь. Этот жанр постоянно привлекает меня. Однако не всякую кинокомедию я взялся бы поставить. В последнее время у нас появилось достаточно много, так называемых „бытовых“ комедий, с лирически-камерным сюжетом, мягким юмором, незатейливым конфликтом». [источник]

«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай

«Я вообще человек постоянный: если мне актёр нравится, и мы с ним сработались, я обязательно приглашаю его в другую картину. Есть актёры, которые являются соавторами фильма, я стараюсь работать именно с такими. С ними интересно: идёт взаимообогащение, рождается что-то новое». [источник]

«Следующую жизнь я бы хотел прожить так же, как прожил эту». [источник]

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай