Анатолий Папанов: в кино и в жизни

31 октября 2018

Ко дню рождения любимого актёра!

«Театр сделал меня актёром, он дал мне всё, что я имею. Я считаю, что молодой актёр, пришедший в кино в обход театра, потерял многое. Начинать в кино без сценического опыта — всё равно что лезть в воду, не зная броду. Так что я никогда не жалел о том, что поздно пришёл в кино». [[источник]]

www.kp.ru

«Артист вне сцены или экрана не должен быть прочитанной книгой для зрителя, а уж выставлять напоказ свою личную жизнь и вовсе не годится». [[источник]]

«Самое пагубное в творчестве, особенно для начинающего, — это лёгкий успех или видимость успеха. На моей памяти таким людям ничего путного в искусстве не удавалось. В театре или кино лучше начинать с азов, с самого маленького… Не рвись в облака, стой покрепче на земле, и она одарит тебя». [[источник]]

«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер

«Зрителям запомнилась моя работа в кинофильме „Бриллиантовая рука. Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту… Вообще, мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать». [[источник]]

«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров

«Лично я не буду называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но, всё же, там я научился ценить Жизнь — не только свою, а ту, которая пишется с большой буквы». [[источник]]

«Особо хочется сказать о фильме Василия Маркеловича ПронинаНаш дом“, особое у меня к нему отношение. И роль Ивана Ивановича Иванова из фильма — любимейшая моя роль. Я, к счастью, встречал в своей жизни таких людей — про них говорят „Человек из народа“, и я бы добавил, что слово „народ“ здесь означает „те, на ком белый свет держится“. Это те, кто без громких слов верны своей земле, своей семье, своему делу, это те, кто одолел фашистов в этой страшной войне, это люди без двойного дна». [[источник]]

«Наш дом», к/с «Мосфильм», 1965, реж. В. Пронин

«Есть такое выражение — „мода на артиста“, когда одного и того же актёра снимают десятки раз подряд в похожих ролях. Герой как бы автоматически переносится из фильма в фильм, и мы видим на экранах не человеческую индивидуальность, а штампованный лик актера. Сам же актёр попросту „изнашивается“». [[источник]]


Из книги Юрия Крылова «Анатолий Папанов. Снимайте шляпу, вытирайте ноги»

«Моё любимое изречение: „Кто постоянно ясен, тот просто глуп“».

«Я думаю, в любой области деятельности неправильное отношение к своей популярности может превратить человека из профессионала в ремесленника: он перестанет совершенствоваться».

«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1963, реж. Е. Ташков

«Мультфильмы — самое доброе искусство. Они — как новогодняя ёлка, весёлые, яркие, полны музыки. Я с радостью их озвучиваю. Правда, в основном хищников, тяжёлую лесную артиллерию: волков, медведей — а хотелось бы и голосом какого-нибудь доброго, симпатичного персонажа поговорить».

«Самая моя известная мультипликационная роль — конечно, Волк. „Ну, погоди!“ — замечательная лента. У её создателей столько фантазии и столько юмора, что она выросла в многосерийную и выходит больше пятнадцати лет, — а ведь предполагался сначала одночастный мультфильм, где я произносил всего одну реплику: „Ну погоди!“ Однако суждено мне было произносить её на разные лады много лет. Говорят, даже во сне иногда я говорю: „Ну погоди!“».

«Ну, погоди!», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. В. Котёночкин

«Конечно, своим приходом в кино я обязан Эльдару Рязанову. Очень интересной для меня была роль Сокола-Кружкина в комедии „Берегись автомобиля“, вроде бы и комическая, но и глубокая — на словах идейный, честный человек, а на деле — жулик, спекулянт, умелый демагог… Было где развернуться фантазии — придумать облик его, например, повязанная носовым платком голова и галифе, заправленные в носки; его черты, манеры, грубые интонации и лошадиный смех».

«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов

«Играя Кису Воробьянинова, я не хотел сделать его карикатурным. Мне хотелось показать человека очень изнеженного, за которого всегда всё делали прислуги и няньки, — поэтому в новых обстоятельствах, попав во власть хваткого Остапа Бендера, он совершенно потерялся. Сцена, где Воробьянинов просит милостыню, унизительна для него, он подавлен, разбит».

«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай

«Перед съёмками в фильме „Белорусский вокзал“ я долго представлял себе своего героя. Бухгалтер — очень мирная профессия. Значит, хлебнул человек на фронте… И в последующей жизни всё у него мирное, даже шляпа — она казалась мне обязательной для Дубинского».

«В фильме „Дети Дон Кихота“ я сыграл роль человека доброго, мягкого, часто нелепого, погружённого в своё дело и неумеющего никому отказать, отчего страдает и семья».

«Дети Дон Кихота», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Е. Карелов

«Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня… будь он семи пядей во лбу… для меня этот человек не существует, я его не уважаю».

«Я не остряк, не балагур. Хотя очень ценю чувство юмора и надеюсь, сам его не лишён. Но предпочёл бы, чтобы меня считали человеком серьёзным».

«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай

Анатолий Папанов

Анатолий Папанов