Евстигнеев

Судьба актёра: Евгений Евстигнеев

9 октября

Как слесарь стал знаменитым актёром, какая роль сделала его популярным и почему над ним смеялся весь театр.

Евгений Евстигнеев родился на окраине Нижнего Новгорода в семье заводских рабочих. У родителей была большая разница в возрасте, и отец умер, когда мальчику исполнилось шесть лет, а ему было уже за 60. Евгений окончил семилетку и пошел работать электромонтёром, позже устроился на завод слесарем. На будущую карьеру ничего не намекало, к творческой среде его приближали только выступления в самодеятельном оркестре — он был талантливым мультиинструменталистом, играл на гитаре, рояле и барабанах. Причём, играл так артистично, что зрители невольно выделяли его из всех музыкантов. После одного из концертов к нему подошёл человек и протянул бумажку с адресом — это был ректор местного театрального училища.

Евстигнеева предложение стать актёром озадачило: во-первых, хорошая зарплата на заводе позволяла помогать семье, а во-вторых, его мать была категорически против актёрства. Сводный брат Евстигнеева устроился работать в местный театр, загулял и пропал без вести — это событие очень её напугало. Она считала актёрство порочным и даже ходила на завод, чтобы сыну не отдавали документы… Но Евстигнеев всё-таки решил поддаться искушению, выучил какую-то басню и, не слишком надеясь на успех, пошел сдавать экзамены. Его приняли даже несмотря на отсутствие полного среднего обзарования.

После выпуска молодой актёр два года отработал во владимирском драмтеатре, а потом поехал в Москву учиться дальше. У него было уже сложившееся амплуа комика и слава таланта-самородка, поэтому в Школе-студии МХАТ его взяли сразу на третий курс. Поначалу однокурсники косились на уже лысеющего взрослого провинциального актёра в лиловом костюме и галстуке-бабочке, но вскоре признали, что он талантливее многих на курсе. Его мягкое обаяние и чувство юмора подкупили студентку Галину Волчек — стремительный роман привёл к появлению сына Дениса и девяти годам брака. Несмотря на развод, они остались друзьями на всю жизнь.

В 1955 году студенты создали «Студию молодых актёров» — будущий театр «Современник», где Евстигнеев проработал пятнадцать лет. Особенностью актёра было то, что он часто оговаривался или забывал слова роли и заменял их импровизацией. Галина Волчек вспоминала эпизод, когда на спектакль «На дне» приехал польский режиссёр Анджей Вайда. Евгений Евстигнеев играл Сатина, монолог которого он никак не мог одолеть. И вот на спектакле он вышел на сцену, произнёс: «Человек… О! Человек — это я… ты…» — нахмурился и замолчал. Потом растерявший все слова актёр тихо сообщил последнюю фразу монолога: «Человек — это звучит гордо!» — затянулся папиросой, плюнул на сцену и ушёл. Волчек была в ужасе, Вайда — в восторге от авторского прочтения…

За талантливую игру актёру прощали многое, а о его мастерстве можно судить по байке, которая ходила в «Современнике». Однажды актёры театра заспорили о системе Станиславского и решили сыграть самый достоверный этюд на оценку факта. Придумали ситуацию: человек ждёт свою очередь у кабинки общественного туалета, но оттуда никто не выходит так долго, что он взламывает дверь и… видит там повешенного. В роли кабинки был шкаф, «труп» скрутили из вещей. Один актёр сыграл ужас, второй трусливо сбежал, но оба это сделали прекрасно. Решили позвать третьего, который не видел предыдущих этюдов. Пригласили Евстигнеева, объяснили, что надо делать. Евстигнеев долго мучился у двери, потом распахнул её, отодвинул «труп» и с криком облегчения приступил к тому, ради чего рвался в «кабинку». Победа однозначно была за ним.

Первую роль в кино Евгений Евстигнеев получил в 1957 году в экранизации купринской повести «Поединок», но известен не только театралам он стал после премьеры комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Фразы его товарища Дынина разошлись на цитаты, а сам герой стал символом бюрократизма. Дынин принёс ему множество главных ролей — вскоре был снят «Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой телёнок», «Зигзаг удачи«…На «Мосфильме» его занесли в раздел актёров, которые могут играть белых офицеров, дворян и интеллигенцию. Белогвардейцев и профессоров в его фильмографии было много — достаточно вспомнить Корзухина из «Бега», Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны» или Преображенского из «Собачьего сердца».

В 1966 году Евстигнеев женился во второй раз. Галина Волчек сама настояла на разводе, когда узнала, что у мужа начался роман с молодой актрисой Лилей Журкиной. Журкина была первой красавицей «Современника», женой знаменитого московского скульптора и постоянным объектом сплетен… Она развелась и вышла замуж за Евстигнеева, однако театр ей пришлось покинуть — коллеги просто не хотели с ней работать. У супругов родилась дочь Маша, но брак нельзя было назвать счастливым. Режиссёры Журкину не приглашали, на фоне популярного супруга она тяжело переживала свою невостребованность, пристрастилась к алкоголю. С Евстигнеевым они прожили двадцать лет — в 1986 году актёр стал вдовцом. К этому моменту у актёра уже были отношения со студенткой Ириной Цывиной, и в том же году она стала третьей женой Евгения Евстигнеева.

В конце 60-х в «Современнике» вышел спектакль «Большевики». Худрук Олег Ефремов очень волновался за эту пьесу, она была заключительной частью трилогии, выпущенной к юбилею Октябрьской революции. У Евстигнеева была серьезная роль наркома Луначарского, которую он чуть было не превратил в комедийную своими фирменными оговорками. В одной из сцен после покушения на Ленина Луначарский приказал поставить часовых у входа «в цирк» вместо «в ЦИК». Зал и другие актёры захохотали, а Евстигнеев прижал к глазам платок и якобы зарыдал от переживаний. Актёр вообще сам был смешливым человеком, что иногда даже мешало сыграть ту или иную сцену.



На другом показе тех же «Большевиков» случилась вообще катастрофа. Луначарский должен был выйти из комнаты где лежал раненый Ленин со словами: «У Ленина лоб жёлтый, восковой», но Евстигнеев снова «украсил» сцену. На деле же нарком вышел и тревожно сообщил: «У Ленина жоп жёлтый…» — и тут грохнул весь театр! «Комиссары» уползли за кулисы, спектакль остановили… Потом Евстигнеев получил нагоняй от Ефремова, но театр обошёлся без последствий.

В конце 80-х у Евгения Евстигнеева испортились отношения с любимым режиссёром Олегом Ефремовым. К тому времени оба уже почти двадцать лет работали во МХАТе им. Горького, но роли, которые доставались Евстигнееву в новом театре были несравнимо слабее, чем в «Современнике». У актёра умерла жена, начались проблемы со здоровьем, и он решил попросить Ефремова освободить его от части спектаклей, мол, с этими ролями справится и другой актёр. Худрук же ответил: «Не можешь играть — иди на пенсию!» — и такое отношение подкосило Евстигнеева настолько, что он написал заявление об уходе. Без работы он не остался — кинорежиссёры выстраивались в очередь, чтобы пригласить актёра в свой фильм.

В плане кино 80-е были для Евгения Евстигнеева очень удачными — обожающий музыку актёр снялся в музыкальных фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», сыграл адмирала фон Эссена в «Моонзунде» и Бестужева в приключенческой ленте «Гардемарины, вперёд!», а в 1988 году у него была легендарная работа! Его профессор Преображенский из «Собачьего сердца» стал одним из самых ярких образов советского кино. Режиссёр Владимир Бортко говорил, что из всех прекрасных актёров он выбрал Евстигнеева потому, что его профессор получался самым проникновенным.

У актёра были серьёзные проблемы с сердцем. В 1992 году ему в Лондоне должны были сделать сложную операцию, но кардиохирург на консультации не учёл, что имеет дело с гениальным актёром. Он нарисовал сердце на картинке, подробно описал, что и как будут оперировать, но сказал, что ситуация очень плохая и гарантий никаких. Евгений Евстигнеев принял эту информацию, как сценарий новой роли. Сразу после консультации актёр скончался от сердечного приступа… В 2006 году в Нижнем Новгороде был установлен памятник Евгению Евстигнееву, а театральное училище, которое он окончил, теперь носит его имя.

Евгений Евстигнеев

Евгений Евстигнеев