7 интересных фактов о фильме «Мой друг Иван Лапшин»

19 июля 2018

Фильм «Мой друг Иван Лапшин» о начальнике уголовного розыска 1930-х годов режиссёр Алексей Герман снял по повести отца — писателя и драматурга Юрия Германа. Повесть «Лапшин» была написана еще в 1937 году, а материал для неё писатель собирал в отделениях милиции. Сценаристом экранизации стал Эдуард Володарский, а консультировал съёмочную группу бывший начальник ленинградского УГРО, который в 30-е уже работал в милиции. Он рассказал создателям фильма о деле серийного убийцы Тюрина, которое легло в основу детективной линии сюжета.

Подготовительный процесс был долгим и кропотливым. Режиссёр и его помощники искали старых милиционеров, которые помнили 30-е годы, ездили к ним с расспросами, собирали любительские фотографии тех лет, скупали в комиссионках винтажную одежду, ездили в тюрьмы и на допросы, были понятыми на опознаниях, рылись в архивах… В одной из старых газетных вырезок Алексей Герман увидел фотографию с провинциальным пейзажем — гипсовые пионеры, деревянная Триумфальная арка, низкие домики. Оказалось, что это Астрахань, куда режиссёр и повёз съёмочную группу — снимать выдуманный Унчанск. В повести действие происходило в Ленинграде, но Герман хотел сделать камерную «чеховскую» историю, и большой город для этого не годился, хотя некоторые сцены там всё-таки сняли. В Астрахань съёмочной группе пришлось везти с собой… трамвай 30-х годов — в городе не нашлось ни одного старого транспорта.

На главную роль режиссёр принципиально искал малоизвестного актёра «с печатью смерти на лице». В результате проб был утвержден Андрей Болтнев, который работал в театрах Уссурийска и Новосибирска. После выхода фильма актёр стал очень популярен и за десять лет снялся в тридцати с лишним фильмах. Карьера была блестящей, но очень недолгой — в 1995 году он умер во сне… Для роли Ханина режиссёр, наоборот, искал известного актёра — среди кандидатов были Александр Филиппенко, Анатолий Васильев и Андрей Миронов, который и сыграл журналиста. У Ханина был прообраз — друг Юрия Германа, писатель и переводчик Валентин Стенич.

Сам Лапшин тоже был списан с реального человека — сотрудника уголовного розыска Ивана Бодунова. Он был другом Юрия Германа, а подружились они после того, как милиционеры взяли писателя «на дело» — дали оружие и поставили караулить окно. Писатель тогда не знал, что подвергать его жизнь риску не стали и поставили возле окна, откуда при всём желании никто не мог выскочить. Бодунов был человеком жестким и даже где-то жестоким, но писатель нашёл с ним общий язык и очень дорожил дружбой.

Режиссёру обязательно нужна была пасмурная погода со снегом, чтобы подчёркивала тяжесть времени, профессии, жизни главных героев… Герман снимал мрачный фильм и методы, которыми он пользовался, тоже были мрачными. Например, для съёмок сцены опознания убитых в морге режиссёр позвал актёров в настоящий морг с настоящими покойниками — хотел, чтобы они достоверно сыграли эмоции героев. Но актёры от неожиданности сыграли плохо — побелевший Болтнев сдернул простыню и замер, массовка без эмоций посмотрела, и в толпе раздался один спокойный голос: «Ай-ай-яй… За что же они его, а?». Сцена в фильм не вошла.

В одной из сцен с Андреем Мироновым снимался настоящий уголовник. За подготовительный период режиссёр насмотрелся на них настолько, что безошибочно вычислял в толпе. Он подошёл к одному человеку из рабочей группы, узнал, что тот действительно сидел 11 лет за воровство и убийство, и предложил сняться в роли бандита. Миронов своего партнёра по съёмочной площадке жутко боялся и говорил режиссёру, что готов на что угодно, «лучше пусть собаки съедят», только чтобы с ним не контактировать. Но стремящийся к правде Герман был непреклонен!

Ещё во время съёмок Герману говорили, что фильм собираются ставить на контроль в МВД, но он пожимал плечами: «Пусть лучше заботятся, чтобы у них сейчас всё было по закону, а за правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же не говорю, что так, как было, хорошо, я говорю, что так было». Готовый материал кому-то из высших чинов не понравился, и показ отложили. Цензуру волновал не сюжет, а гиперреализм и отсутствие романтизма обычных фильмов про милицию. Фильм стали называть хаотичным и отталкивающим, а Германа упрекать в очернении действительности: «Зачем он построил такие страшные бараки? Мы жили по-другому! Всё было по-другому! Не было таких улиц! Не было таких ужасающих квартир!». И слова режиссёра, что он снимал настоящие бараки под Ленинградом, где в 80-х жили люди, никто не хотел слышать… Через полгода фильм всё-таки вышел, а ещё через два года создатели фильма и актёры Андрей Болтнев и Нина Русланова получили Госпремии.


Алексей Герман

Алексей Герман

Андрей Болтнев

Андрей Болтнев

Андрей Миронов

Андрей Миронов

Нина Русланова

Нина Русланова

Алексей Жарков

Алексей Жарков

Александр Филиппенко

Александр Филиппенко

Юрий Кузнецов

Юрий Кузнецов

Нина Усатова

Нина Усатова

Семён Фарада

Семён Фарада