Реальные события и прототипы фильма «Тегеран-43»

7 мая 2018

Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 1943 году состоялась Тегеранская конференция, на которой присутствовали лидеры трёх стран — Иосиф Сталин, Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль. Целью встречи была стратегия борьбы с Германией и её союзниками и открытие второго фронта в Западной Европе. Помимо этого обсуждался вопрос независимости Ирана, решение польского вопроса, утверждение начала войны СССР с Японией и планы по послевоенному устройству мира… Советской разведке в Тегеране удалось обезвредить группу немецких диверсантов, планировавших операцию по уничтожению лидеров «большой тройки».

Секретную операцию под названием «Длинный прыжок» разработал оберштурмбаннфюрер Отто Скорцени. У него было поручение проникнуть в посольство Великобритании и убить либо выкрасть лидеров «большой тройки». Информацию о теракте в Москву передал разведчик Николай Кузнецов, и все силы советской разведки в Иране были брошены на предотвращение нападения.
Совместно с агентами Ми-6 были запеленгованы немецкие радисты, готовящие плацдарм для высадки диверсантов. Радистов захватили и дали возможность передать информацию о провале операции… За несколько дней в Терегане было поймано около 400 немецких агентов. Часть из них перевербовали и отправили в Великобританию и Советский Союз.

Когда режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов совместно с драматургом Михаилом Шатровым писали сценарий для фильма, то задались вопросом — как могло бы осуществиться такое покушение? Тогда эту информацию особо нигде не афишировали и создателям фильма пришлось прогрузиться в документы. После их изучения оказалось, что в посольство можно было довольно легко проникнуть по «канатам» — рукотворным подземным рекам. Это была традиционная иранская система водоснабжения в виде многокилометровых туннелей, ведущих от колодцев у подножия гор.

У героя Игоря Костолевского — разведчика Андрея Бородина или Анри, был прототип. Его звали Геворк Вартанян и он возглавлял группу разведчиков, проводивших операцию по срыву покушения на «большую тройку». Его жена Гоар так же была разведчицей, и в кино её образ воплотила актриса Наталья Белохвостикова. Гоар и Геворк Вартанян, они же Анри и Анита, были засекречены и на момент съёмок фильма о них знали лишь в очень узком кругу.
Посмотрев фильм, Вартанян посетовал, что очень уж «обшарпанным» смотрится Тегеран, да и стреляют в картине слишком много, что для разведчика — проявление непрофессионализма. Кстати, «тегеранские» сцены снимали в Баку и в павильонных декорациях.

«Тегеран-43» — совместный проект СССР, Франции и Швейцарии, поэтому в фильме были заняты иностранные актёры. Для парижских сцен режиссёры Алов и Наумов пригласили одного из самых популярных французских актёров — Алена Делона. У него тогда была пауза в работе, поэтому он сразу принял предложение сыграть сотрудника Интерпола. Правда, тогда он не знал, что его герой будет эпизодическим…
Когда режиссёр приехал к нему, чтобы отдать роль, то Делон посмотрел на него с удивлением и сказал, что или завтра к восьми утра ему привезут сценарий хорошей роли, или он сниматься не будет. За ночь роль инспектора Фоша дописали, и из эпизодического героя он превратился во второпланового… Участие Алена Делона значительно подогрело интерес к фильму задолго до премьеры и во Франции, и в СССР.



Французская звезда не выдвигала никаких особенных требований, только однажды Делон попросил поменять место съёмок — мол, он бешено популярен и собирает вокруг столько поклонников, что на Елисейских полях его снимать просто невозможно. Австрийский актёр Курд Юргенс тут же предложил лучше поменять Делона на Бельмондо… Слова актёра задели, и больше о смене места он не заговаривал. Сцену всё-таки сняли на Елисейских полях, но работать и правда пришлось в плотном кольце фанатов Делона…

Написать заглавную песню для фильма режиссёры Алов и Наумов попросили французского певца армянского происхождения Шарля Азнавура. Ему рассказали сюжет фильма, познакомили с главными героями, и самое больше впечатление на Азнавура произвела Наталья Белохвостикова. Он так и сказал: «Буду писать песню специально для этой мадемуазель!» — и через пару дней совместно с композитором Жоржем Гарваренцем они написали «Вечную любовь». После выхода фильма эта баллада о трагической любви стала всемирным хитом — её до сих пор поют на самых разных языках.

Премьера фильма прошёл с большим успехом. Только в СССР его посмотрело более 47 миллионов зрителей — это был рекордный показатель для 1980 и 1981 года. В 1981 году режиссёры получили главные призы Всесоюзного кинофестиваля и ММКФ, специальный приз общества «Родина». Фильм был кандидатом на получение Государственной премии СССР, но её получила съёмочная группа мелодрамы «Москва слезам не верит»… У Владимира Наумова был замысел снять продолжение фильма про противостояние военных разведок на Ближнем Востоке и пригласить тех же актёров, но осуществить планы не удалось.

Владимир Наумов

Владимир Наумов

Игорь Костолевский

Игорь Костолевский

Наталья Белохвостикова

Наталья Белохвостикова

Армен Джигарханян

Армен Джигарханян

Альберт Филозов

Альберт Филозов

Вацлав Дворжецкий

Вацлав Дворжецкий

Глеб Стриженов

Глеб Стриженов

Николай Гринько

Николай Гринько

Всеволод Санаев

Всеволод Санаев