7 ярких кинообразов Леонида Куравлёва

25 августа 2017

«Живёт такой парень», к/с им. М. Горького, 1964, реж. В. Шукшин

Известность к Леониду Куравлёву пришла после роли в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» о простом сельском шофёре-мечтателе, который старался, чтобы всем вокруг было хорошо, но свою безалаберную жизнь устроить никак не мог. Чуть позже Шукшин снял актёра в фильме «Ваш сын и брат» — он сыграл деревенского Степана, сбежавшего из тюрьмы за несколько недель до освобождения. Режиссёру очень нравилось работать с актёром, он предлагал ему роли и в следующих фильмах, но Куравлёв отказывался — не хотел застрять в образе простого парня. Однако далеко не идеальные, но обаятельные простаки стали такой же значительной частью его фильмографии, как и обаятельные хитрецы…

Афанасий Борщёв

«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия

Один из самых ярких образов актёра — сантехник в фильме «Афоня». За образом халтурщика, циника, любителя выпить и приударить за девушками Афони скрывался одинокий человек, который и рад бы вести другой образ жизни, но не знает как…

На роль Афони режиссёр Георгий Данелия пробовал польского актёра Даниэля Ольбрыхского и Владимира Высоцкого, но обоим отказал. Любимцу публики Высоцкому или брутальному Ольбрыхскому зрители бы не простили такой образ, и некоторые поступки героя в их исполнении смотрелись бы просто грубо. А Леониду Куравлёву удалось сыграть явно не положительного персонажа так, что его было по-человечески жалко и он не вызывал неприязнь. Более того, после выхода фильме режиссёр получал письма от зрительниц, которые обвиняли его и Куравлёва заодно в идеализации образа пьяного сантехника… Афоня настолько полюбился зрителям, что в Ярославле ему даже установили памятник!

Братья Кашкины

«Ты — мне, я — тебе», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Серый

В комедии «Ты — мне, я — тебе» у Леонида Куравлёва здесь сразу две роли, причем, собирающие черты всех его героев. Иван Кашкин — предприимчивый банщик, с клиентурой обеспеченных «нужных людей». Он живет по принципу поиска выгоды, в отличие от его брата-близнеца Сергея — простого провинциального инспектора Рыбнадзора. Однажды Сергей попадает в больницу и просит брата заменить его на посту. Деловой Иван находит знакомство с браконьерами весьма полезным…

Фильм-сатиру на различных прохиндеев времен дефицита и блата снял режиссёр «Джентльменов удачи» Александр Серый. Несмотря на то, что фильм не получил такого успеха, как «джентльмены», в прокате прошёл успешно. В этом немалая заслуга Леонида Куравлёва, у которого, несмотря на поведение одного из героев, оба образа получились обаятельными и вызывающими симпатию.

Спартак Молодцов

«Опасно для жизни!», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Л. Гайдай

Спартак Молодцов из комедии «Опасно для жизни» — простодушный честный человек, которому до всего есть дело. Он живёт с сестрой, воспитывает племянника и чувствует себя ответственным за всё. Спартак не может пройти мимо неполадок и несправедливости, и именно из-за этого влипает в разные истории. Вот и в это утро он попал в переделку — обнаружил оборванный кабель и опоздал на работу из-за того, что пытался обезопасить прохожих…

Леонид Гайдай уже не первый раз снимал Леонида Куравлёва в своих фильмах и знал, что никто лучше него не сыграет героя из народа, поэтому сразу взял его на главную роль.

Жорж Милославский

«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай

Вор-эстет из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» хитёр, обаятелен и способен заболтать кого угодно. Если бы не его криминальная изворотливость — не сносить бы головы управдому Бунше в XX веке, а так князь Милославский всё провернул лучшим образом — и с писарем договорился, и дипломатический приём провел, и царский банкет устроил и для себя кое-что ценное присмотрел…

Хотя Леонид Гайдай и любил снимать Куравлёва — роль Милославского он получил не сразу. Сначала пробовался Андрей Миронов, но его домушник был слишком аристократичным, эксцентричным и утончённым, нужен был более «народный» вор. Пробовались Георий Бурков, Сергей Никоненко, Георгий Юматов и другие актёры, но убедительнее всего оказался Леонид Куравлёв.

Копчёный

«Место встречи изменить нельзя», Одесская к/с, 1979, реж. С. Говорухин

Еще одного представителя криминального мира Леонид Куравлёв сыграл в детективе «Место встречи изменить нельзя». Роль была небольшая, но знаковая его Копчёный, профессиональный бильярдист-«катала», подарил браслет Маньке-Облигации браслет с руки убитой женщины. Копчёный хитер, подчёркнуто вежлив и даже насмешлив с милицией, практически не теряет самообладания при общении с резким Жегловым и даже находит в чем можно того обвинить в ответ… Как и большинство отрицательных персонажей Леонида Куравлёва он не вызывает негатива, хотя ничего хорошего в «катале», заставляющем играть на деньги более слабых игроков, нет.

На съемках этой сцены случился казус — оказалось, что ни Высоцкий, ни Куравлёв в бильярд играть не умеют. А им предстояло сыграть партию, причем, до выигрыша Жеглова. Тогда в Одессе нашли мастера спорта по бильярду, который приехал на съемки и сыграл один всю партию. Актёры только били по шарам, а за кадром мастер загонял их в лузу.

Шура Балаганов

«Золотой телёнок», к/с «Мосфильм», 1968, реж. М. Швейцер

В «Золотом телёнке» Леонид Куравлёв сыграл еще один из своиз самых ярких, узнаваемых и любимых образов. Мелкий воришка, «сын лейтенанта Шмидта» с наивным детским взглядом и скромными мечтами в исполнении актёра вошел в историю советского кино. Мало кто из актёров смог бы сыграть жулика-простачка, не отличающегося сообразительностью и умеющего радоваться малому так, чтобы он вызывал больше жалости, чем негодования…

Режиссёр Михаил Швейцер никого другого в роли Шуры не видел, но Госкино потребовало провести пробы и одобрило кандидатуру Вячеслава Невинного. Швейцеру такой вариант не очень нравился, но оказалось, что Шура-Невинный плохо смотрится в кадре с Паниковским — Зиновием Гердтом, и режиссёр с радостью ещё раз предложил отдать роль Куравлёву. На этот раз в Госкино спорить не стали.

Саня Свинцов

«Дамы приглашают кавалеров», к/с «Мосфильм», 1980, реж. И. Киасашвили

Немолодой инженер из мелодрамы «Дамы приглашают кавалеров» прост до нетактичности. Саня очень одинок и старается устроить личную жизнь, он небогат, прижимист, внешне не красавец, да и его ухаживания не каждая девушка оценит. Всеми силами он очаровывает приезжую Аню, но делает это крайне неуклюже и панибратски. Зато от души…

Сыгравшая в фильме подругу главной героини Татьяна Божок потом вспоминала: «Больше всего меня поразил своей заботой и сердечностью Куравлёв. Как-то Леонид Вячеславович позвал нас в гости в свой номер. Он выложил на стол все, что ему жена приготовила в дорогу, и даже черную икру, накормил нас от души. Редко встретишь таких добрых людей…»