7 историй о Николае Караченцове

27 октября 2023

Сегодня актёру исполнилось бы 79 лет…

«Собака на сене», к/с «Ленфильм», 1977, реж. Я. Фрид

Балетмейстер Янина Брунак и художник Пётр Караченцов расстались до рождения сына, и мать воспитывала его одна. Она была профессионалом с мировой известностью, ставила спектакли в советских театрах, преподавала во Вьетнаме, работала в Сирии и Великобритании. Постоянно брать сына на гастроли и в командировки она не могла, поэтому он учился в школе-интернате при Министерстве внешней торговли. Занимался боксом и танцами и мечтал пойти по стопам матери… Правда её это совсем не обрадовало и идти в балетную школу она запретила: «Был бы девочкой — отдала бы. А так — нет!» Позже Николай Караченцов был ей очень благодарен, а пластичность и чувство танца пригодились ему в актёрской карьере.

* * *

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», к/с «Ленфильм», 1979 - 1986, реж. И. Масленников
В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ, но его распределили не во МХАТ, как это обычно было с выпускниками, а в «Ленком». В тот момент в театре была острая нехватка актёров — Анатолий Эфрос ушёл с поста главного режиссёра и увёл за собой часть труппы, поэтому директор попросил отправить к ним лучших студентов. Шесть лет Николай Караченцов играл второстепенные роли, а потом режиссёром стал Марк Захаров и театр изменился… Захаров сразу дал актёру главную роль в спектакле «Тиль», а его партнёршей стала Инна Чурикова. Участие сразу двух «некрасавцев» театра вызвало много недовольства и недоумения — после премьеры Захарову приходили письма от зрителей, которые в разных выражениях давали понять, что не оценили выбор режиссёра. Но уже после нескольких спектаклей письма стали исключительно восторженные, а портрет актёра поклонницы регулярно крали из фойе.

* * *

«Юнона и Авось» (www.novvedomosti.ru)

Николай Караченцов был одним из немногочисленных и очень ценных для киностудий поющих актёров. Впервые вокальный талант он продемонстрировал в музыкальной комедии «Собака на сене», где играл маркиза Рикардо. Режиссёр Ян Фрид был так впечатлён, что сразу предложил актёру спеть в следующем фильме, и через три года актёр сыграл студента Пастрану в комедии «Благочестивая Марта». Но свою самую знаменитую песню Караченцов спел со сцены «Ленкома» в 1981 году, когда состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось». Серенада «Я тебя никогда не забуду» и сам спектакль вошли в мировую театральную историю. В 2011 году в Новой Зеландии ввели в обращение долларовую монету с изображением Николая Караченцова и Елены Шаниной в ролях графа Резанова и Кончиты.

* * *

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Николай Караченцов любил разыгрывать коллег, особенно когда все уже на сцене и деваться некуда. И вот на одном из спектаклей актёры решили ему отомстить. В финале его погибший герой лежал на сцене со свечой в руках, а все стояли полукругом и рыдали. Обычно Караченцеву давали электрическую свечку, а тут без предупреждения вручили настоящую. Через какое-то время на руки «погибшего» потёк горячий воск… Он мужественно терпел, пока свеча не начала догорать, а потом резко сел и с выражением рассказал, куда всем вставит эту свечку после спектакля. Потом повернулся к зрителям, прижал руку к груди, сказал: «Извините, вырвалось!» — и лёг обратно. Зал взорвался аплодисментами!

* * *

«Криминальный квартет», к/с «Мосфильм», 1989, реж. А. Муратов

Актёр был знаком с Владимиром Высоцким — они встретились в школе-студии МХАТ, которую Высоцкий уже давно закончил, но регулярно заходил в институт к преподавателям и знакомым. Первокурсник Караченцов услышал, как певец поёт цыганский романс и… ему не понравилось. Он изучал цыганские танцы с мамой-хореографом и её учениками, а песни слышал в исполнении её друзей — актёров цыганского театра «Ромэн», и поэтому решил высказаться: «Не так поёте и играете, не так надо!» Высоцкий не растерялся: «Ничего ты, пацан, не понимаешь!» — и ближайшие полтора часа Высоцкий, Караченцов и его друг Михаил Езепов показывали в пустой аудитории друг другу исполнение «Цыганочки».

* * *

«Миг удачи», Свердловская к/с, 1977, реж. В. Плоткин

В 1977 году Николай Караченцов снимался в спортивной драме «Миг удачи» — играл журналиста, который приехал на горнолыжную базу, чтобы сделать материал о лыжниках. Съёмки проходили в Приэльбрусье, и в свободный день актёр с женой поехали в горы по канатной дороге. На середине пути трос остановился и началась сильная метель. Спасатели выезжать не спешили, так как была вероятность оползня, а люди тем временем начинали засыпать от холода. Спас всех игравший тренера Юрий Визбор, который настаивал на немедленном начале спасательной операции — актёра, автора и исполнителя туристических песен очень уважали и решили рискнуть. Всё кончилось хорошо, никто не пострадал и оползня не случилось.

* * *

«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов

В 80-х годах «Ленком» был на гастролях в США со спектаклем «Юнона и Авось», и Николаю Караченцову предложили остаться в Америке. Актёр отказался, обосновав тем, что не сможет так же ярко проявить себя, как на родине… Отказывался он и от работы в других театрах, отдав почти 40 лет «Ленкому»: «Я мог бы устроиться в любой театр Москвы, но какой смысл уходить от лучшего режиссёра? Уволиться из этого театра — для меня всё равно что уехать в эмиграцию…»

Николай Караченцов

Николай Караченцов