Человек с бульвара Капуцинов

10 интересных фактов о фильме «Человек с бульвара Капуцинов»

6 июля 2018

До начала съёмок сценарий Эдуарда Акопова шесть лет лежал на «Мосфильме», и все шесть лет режиссёр Алла Сурикова не решалась за него взяться. Вестерны в советском кино почти не снимали, материал требовал масштабной работы и было непонятно с чего начинать. В результате Сурикова начала с Андрея Миронова, решив, что если актёр не согласится на главную роль, то снимать она не будет. Она уже работала с ним в комедии «Будьте моим мужем», и у них сложились прекрасные отношения. Режиссёр предложила ему роль мистера Фёста, и Миронов сразу согласился — ему очень понравился герой и его благородная просветительская идея.

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Николая Караченцова режиссёр пригласила на роль Чёрного Джека. Он пришел на пробы и заявил, что этот образ ему малоинтересен и пробоваться он не хочет, а вот Билли Кинга сыграл бы… На эту роль уже был претендент — Алексей Жарков, а вообще Сурикова задумывала Кинга как мощного ковбоя, разбивающего столы в щепки одним ударом. Пластичный спортивный Караченцов в этот образ не вписывался, но пробы ему все-таки устроили. Снимали драку с героем Александра Иншакова, и актёр был настолько самоотвержен и азартен, что его утвердили. Жарков на режиссёра настолько обиделся, что несколько лет с ней не разговаривал.

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Чёрным Джеком стал Михаил Боярский, а произошло это благодаря Андрею Миронову. Когда Сурикова вышла на актёра, то оказалось, что он плотно занят на съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!». Тогда режиссёр сообщила Боярскому, что в главной роли её фильма снимается Андрей Миронов и передаёт просьбу составить ему компанию. Отказать другу актёр не мог — незадолго до этого они неделю провели в Мексике, болея за нашу сборную по футболу, и на этой почве почти породнились. Боярский пообещал уговорить Светлану Дружинину ненадолго отпустить его со съёмочной площадки «гардемаринов».

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

На роль Дианы Литтл пробовались Ирина Розанова, Ольга Кабо и множество начинающих актрис. Режиссёр искала «американский тип» — рослую, белозубую, с выразительным декольте, чтобы любой ковбой потерял голову. Александра Яковлева сама попросилась на пробы и прошла их не очень удачно, после чего постоянно звонила Алле Суриковой и уговаривала дать ей ещё один шанс. В конце концов режиссёр оставила последнее слово за исполнителем главной роли — смонтировала ролик из проб всех актрис и показала Миронову, мол, выбирай с кем хочешь сниматься. Он и выбрал Александру Яковлеву.
Характер у актрисы был сложный и, несмотря на её самоотверженность в работе, периодически возникали скандалы на грани фола. Однажды Сурикова сказала, что уже договорилась в Госкино и все сцены будет переснимать с другой актрисой, а её отправляет домой… На самом деле никакой договорённости не было, но отношения тут же наладились.

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

На роль хозяина салуна режиссёр пригласила самого солидного человека во всей съёмочной группе — ректора Школы-студии МХАТ, руководителя собственного театра Олега Табакова. Актёр поддался всеобщему веселью и решил доработать внешность своего Гарри — вставил в ноздри трубочки, от чего нос стал шире, а лицо приобрело коварное выражение. Актёр называл такую внешность «плюшевой». В силу большой занятости, его приходилось снимать отдельно. Крупные планы Табакова вставляли в сцены в салуне и создавали полный эффект присутствия, а партнёров талантливый актёр «чувствовал на расстоянии». К съёмкам привлекли и Табакова-младшего — Антон играл мальчишку-билетёра.

Вождь индейцев должен был быть с выразительным армянским профилем Фрунзика Мкртчяна, но он так увлёкся работой над своим фильмом, что не смог оторваться и приехать. Вождём стал Спартак Мишулин. Не смог приехать и Армен Джигарханян, которого утвердили на роль гробовщика-философа. Режиссёр давно хотела поработать со Львом Дуровым, поэтому тут же пригласила его на освободившуюся роль.

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Санта-Каролину выстроили в Тихой бухте под Феодосией. Внешне это был настоящий город, а на самом деле — фасады, которые сзади подпирали балки. Реквизит собирали с мира по нитке — лошадиные сёдла и сбруи позаимствовали у чешской киностудии «Баррандов», костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме», перья для индейцев привезли из Крыма, лошадей искали на месте. Легким бальсовым деревом для мебели поделился клуб дельтапланеристов, а окна и бутылки отлили в Ленинграде из специальной смолы — «стекло» планировалось щедро бить, а смола красиво разлеталась и не могла никого поранить. Алла Сурикова даже исполнила на съёмочной площадке знаменитый фокус десантников — разбила такую бутылку об голову…

«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова

Одной из самых сложных сцен была драка ковбоев и индейцев. Роль и тех, и других выполняли одни и те же каскадеры. Сначала они одевались в рубашки, надевали шляпы и выполняли ковбойские трюки, потом снова переодевались, их гримировали, и они выполняли трюки за индейцев. За Наталью Фатееву трюк с пробегом по стене исполняли четыре человека — разбегалась сама актриса, а взлетали на стену по очереди три каскадёра. В сцене, где девушки из салуна несут мистера Фёста на руках, актрисы были только на первом плане, а несли Миронова тоже переодетые каскадеры. Мужчин платья и шляпки очень веселили, в перерывах они кокетничали, задирали юбки и танцевали канкан.

Рабочее название «Десять капель перед стрельбой» решили поменять — в стране шла антиалкогольная кампания и к «каплям» могли придраться. Тогда Сурикова вспомнила, что читала о первом в истории публичном киносеансе, который состоялся в кинозале на парижском бульваре Капуцинок. «Капуцинки» режиссёру не нравились и тогда она переименовала их в «капуцинов», несмотря на то, что это не только монашеский орден, но и название рода маленьких обезьян.

www.libmir.com

Одна из афиш фильма отсылает зрителей к знаменитой картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти.

Алла Сурикова

Алла Сурикова

Андрей Миронов

Андрей Миронов

Александра Яковлева

Александра Яковлева

Николай Караченцов

Николай Караченцов

Михаил Боярский

Михаил Боярский

Олег Табаков

Олег Табаков

Игорь Кваша

Игорь Кваша

Галина Польских

Галина Польских

Семён Фарада

Семён Фарада

Леонид Ярмольник

Леонид Ярмольник

Лев Дуров

Лев Дуров

Спартак Мишулин

Спартак Мишулин

Наталья Фатеева

Наталья Фатеева

Наталья Крачковская

Наталья Крачковская

Альберт Филозов

Альберт Филозов

Михаил Светин

Михаил Светин

Борислав Брондуков

Борислав Брондуков

Александр Иншаков

Александр Иншаков

Антон Табаков

Антон Табаков

Олег Анофриев

Олег Анофриев